По итогам первых 9 месяцев года сложилась странная ситуация — больше половины регионов резко увеличили объемы строительства при том, что количество строек в них значительно уменьшилось. В Ульяновской области иначе — объемы ввода жилья выросли при том, что объемы строительных работ уменьшились больше, чем на четверть. Как такое стало возможно?
Итоги первых девяти месяцев года в отрасли строительства Росстат подвел на днях. Согласно представленным данным, ситуация в строительстве выглядит для нынешних времен сравнительно неплохо — в целом по стране объемы строительных работ по сравнению с прошлым годом упали всего на два процента, а больше половины регионов и вовсе показали значительный рост.
Больше всего отличились Чечня и Крым, где объемы «статистического» строительства выросли, соответственно, вдвое и втрое. Амурская область показала 60% рост, Еврейская АО и Вологодская область увеличили объемы на 70%, более 20 регионов показали рост больше,чем на 20%, и еще около 20 — на 5-10%.
Чечня показала двухкратный рост объемов строительства при десятикратном снижении объемов ввода жилья.
Еще по теме:
Серьезный спад продемонстрировали лишь несколько регионов: республика Коми, где объемы строительства упали почти на 70%, Адыгея и Ямало-Ненецкий округ с почти двухкратным спадом, а также Хакасия, Северная Алания и Ульяновская область, где строительство по объемам сократилось более, чем на 30%.
При этом очевидно прослеживается странная зависимость: практически во всех регионах-рекордсменах рост объемов строительства сопровождается спадом объемов ввода жилья.
Хрестоматийными можно считать примеры Чечни, которая показала двухкратный рост объемов строительства при десятикратном снижении объемов ввода жилья, и Ульяновской области, которая продемонстрировала почти 15% рост объемов ввода жилья при сокращении объемов строительных работ почти на 32%.
Тут можно отметить, что объемы ввода жилья и объемы строительных работ мало связаны между собой — ведь жилье вводят после того, как его построят. Следовательно, существует лаг отставания показателей — строят в один отчетный год, а сдают в другой. Но это не совсем так с учетом того, что в подавляющем большинстве регионов в последние несколько лет львиную долю ввода обеспечивает индивидуальное жилищное строительство (в 43 регионах в прошлом году ИЖС обеспечил более 40% от общего ввода жилья, а в 13 — более 60%). Так, например, по итогам 2016 года в Чечне ИЖС составляло более 98% от общего объема ввода, а в Ульяновской области 60,5%. Этот показатель, впрочем, характеризует по большей части учетную ревность властей на местах, то есть учет (в том числе многократный) уже давно построенного, что приводит к появлению явной корреляции между ростом ИЖС в общем объеме ввода жилья и снижением статистических объемов строительства, что и наблюдалось во все последние годы в тех регионах, которые традиционно догоняли целевые показатели ввода за счет ИЖС. Чаще всего — в последние 40 рабочих дней уходящего года: для того, чтобы продемонстрировать в региональной отчетности ожидаемую положительную динамику.
Та же зависимость между показателями возникает и с учетом вышеописанной логики «строили до, а вводят сейчас», и для не самых богатых регионов является прямым указанием на окончание осваивания больших объемов комплексного строительства микрорайонов в рамках федеральных целевых программ. Освоили в прошлом году, ввели в нынешнем. Зависимость та же — объемы ввода растут, а объемы строительства падают. Отличие — только в проценте ИЖС от общего объема ввода, общая же взаимосвязь показателей та же.
Оказывается, «сводные итоги по Российской Федерации включают уточнение», то есть корректируются.
Еще по теме:
В этом году все не так – прямая зависимость полностью исчезла, причем так, что цифры статистики стали зачастую полностью противоречить простым наблюдениям. Например, в Вологде краны стоят, активность в ИЖС стала малозаметной, а статистика показывает 72% рост. Или Якутия — строек считанные единицы, банки заняты кредитованием массового переезда на материк, а статистика показывает рост объемов строительства на четверть (при почти аналогичном, на четверть, спаде ввода).
С общими показателями по стране тоже не все так просто — парадные 98% оказались достигнуты весьма странным способом. Если общий объем строительных работ по стране статистика оценивает в 4,9 триллиона рублей, то сумма объемов работ по всем регионам составляет лишь 4,4 триллиона. Оказывается, «сводные итоги по Российской Федерации включают уточнение», то есть корректируются. Без этой корректировки 98% по итогам 9 месяцев и, рискуем предположить, не менее, чем 100% по итогам года, не добиться. Впрочем, и нескорректированные 4,4 триллиона, как выяснилось, никак нельзя напрямую сравнивать с показателями прошлых лет. Впрочем, как и статистику по объемам ввода ИЖС.
Дело в том, что в самом конце 2015 года Росстат приказом номер 654 принял новую методологию расчета показателей в строительстве, подкорректированную 28 декабря 2016 года, которая заменила наследуемую каждый год старую методологию.
Согласно старым правилам, Росстат считал лишь ту стоимость работ в сфере строительства, которая выполнялась организациями, в том числе и для собственных нужд, а с нового года стал считать в общей сумме в том числе и работы, выполненные населением, а также стихийными бригадами.
Изменение методики позволило скорректировать общие объемы «в плюс» на 500 миллиардов рублей, что по всей России дало 10% прирост показателя
Еще по теме:
Для этого пришлось изобрести весьма хитрую методику на основе данных сплошного обследования домохозяйств и отчетности по форме ИЖС. Главная идея в том, что, согласно некой экспертной оценке, 53% всех затрат домохозяйств на строительство жилья уходят всяким «некорпорированным бригадам», то есть шабашникам. Следовательно, эти расходы надо относить в объемы строительства. Правда, не напрямую, а через систему коэффициентов, учитывающих удорожание, элитность и типизацию жилья. Элитным при этом методика считает любые частные дома из кирпича, бетона или камня. Тем не менее, методика подразумевает фактически прямую зависимость между расходами домохозяйств, приведенным к учитываемым объемам ИЖС, и долей в общей копилке объемов строительства.
В этом году этот «довесок» передается региональными управлениями Росстата на федеральный уровень, где и происходит то самое «уточнение», причем без разделения на регионы. За девять месяцев подобное изменение методики позволило скорректировать общие объемы «в плюс» на 500 миллиардов рублей, что по всей России дало 10% прирост показателя, пусть и ценой того, что общие объемы работ по всей стране отныне не равны сумме работ по регионам.
Впрочем, на уровне регионов тоже не обошлось без корректировки. «Данные по Российской Федерации скорректированы на основе уточненных отчетов респондентов и изменения структуры выполненного объема работ организациями» – отмечает Росстат в комментариях к очередной таблице, данные в которой внезапно оказались исправленными за период с начала года. В положительную сторону.
В основу корректировки оказались положены результаты сплошных наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства, которые проводятся раз в пять лет, причем с учетом новой вводной — для индивидуальных предпринимателей ныне в статистике учитываются абсолютно все объемы выручки если у них указан вид деятельности «Строительство». Сравнение показателей по итогам корректировки показывает, что подобное «уточнение» в целом на уровне регионов могло дать не менее 15-20% положительного прироста.
Можно смело предположить, что еще больший положительный результат новая методика даст в конце года, когда традиционно регионы начнут судорожно изыскивать на уровне муниципалитетов возможности для исполнения декларативных планов ввода жилья ради достижения необходимой отчетности, что прямо отражается на колоссальном росте объема ввода жилья ближе к новому году.
Так, например, в прошлом году за последние 40 дней года в Иркутской области ввели 71,6% от всего объема жилья, в Забайкалье — 59%, а в еще почти в 40 регионах — более четверти. В большинстве случаев львиную долю этих объемов ввода обеспечило ИЖС, причем именно на уровне муниципалитетов.
Ввод оказывается в значительной степени условным — учитывается давным-давно построенное, но неоформленное до конца жилье.
Еще по теме:
Это отлично видно по статистике регистраций прав (в первую очередь на землю) в Росреестре, в которой аналогичной предновогодней зависимости по этим регионам не наблюдается. То есть, по большей части в конце года учет ИЖС происходит на основе данных, предоставляемых муниципалитетами на основании актов ввода строений в эксплуатацию, а не по данным самого Росреестра или по результатам изготовления технических паспортов. Понятно, что в этой ситуации ввод оказывается в значительной степени условным — учитывается давным-давно построенное, но неоформленное жилье.
В нынешнем году вдобавок появился дополнительный риск (или возможность) двойного учета — для регистрации строений по дачной амнистии ныне стал обязательным технический план, то есть основа для технического паспорта, что тоже является основанием для учета строения в статистике наравне с данными реестра недвижимости и актом ввода в эксплуатацию.
На фоне фактической связки данных по вводу ИЖС и отчетов статистики по объемам строительных работ, пусть и через показатели домохозяйств, подобная ситуация позволяет аргументированно надеяться на то, что серьезного провала показателей не случится. Алармистски настроенные эксперты, уверяющие, что стройка стагнирует, будут в очередной раз посрамлены, даже несмотря на стоящие краны. Краны, по идее, уже и вообще не нужны.
Читать дальше:
- Росстат как учетчик
- 120 миллионов дачных «квадратов»: найдены новые жилищные резервы
- Колесова превратит Ульяновск в умный город
- В плену у плана: в августе нас ждет очередной резкий рост стабильности
- На долю замгубернатора пожалуются в администрацию президента