Яндекс.Метрика

На Гранном ухе нашли следы людей, живших 2,5 тысячи лет назад

«Раньше у нас на территории Ульяновской области были отдельные материалы, связанные с эпохой раннего железного века, – рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории УлГПУ Юрий Семыкин. – Но мы думали, что это просто единичные материалы, что здесь было оседлое население этого времени, а представители ананьинской культуры – как будто бы прошли мимо нашей области. Дальше, как считал профессор Альфред Халиков, где-то около 5 века до нашей эры в Среднем Поволжье произошло сильнейшее землетрясение, население пришло в ужас и мигрировало, в частности, следы этого населения видны на Самарской Луке, где есть серия городищ. Но здесь, на памятнике Гранное ухо, пошел материал, это просто уникально! Хорошо, что этот объект входит в территорию национального парка «Сенгилеевские горы», но, мне кажется, надо взять под особый контроль, чтобы здесь никакие самодеятельные работы не проводились, а только работы профессиональных археологов, что мы и планируем сделать в ближайшее время».

Красносюндюковское городище засеяно пшеницей

Юрий Семыкин также рассказал о других находках этого года – с Красносюндюковского городища. Оно известно с конца 19 века, упомянуто в археологической карте Владимира Поливанова 1900 года.

«Но масштабные работы на этом памятнике начались только в 1991 году – и с опозданием, – говорит Семыкин. – Дело в том, что территория этого памятника попала в зону строительства поселка немцев Поволжья. К сожалению, масштабные земляные работы на этой территории начались без согласования с археологами. В результате, 16 крупных земляных котлованов разрушили культурный слой. И все бы это, наверное, сошло с рук, если бы экскаватор не разрушил кирпичную постройку – баню домонгольского времени. Тогда подключились археологи, провели охранные работы, строители вынуждены были, по закону, профинансировать эти работы, и мы ее раскопали. Оказалось, что это наиболее ранний на территории Ульяновской области архитектурный объект. Но тогда ничего не оставалось, кроме как законсервировать эту постройку самым примитивным образом – засыпать ее землей. Мы засыпали, и так продолжалось практически до 2013 года, когда мы посмотрели – увы, баня разрушается: кто-то стал кирпичи изымать. Назрела необходимость провести реставрационные работы. Баню вскрыли, посмотрели ее состояние, к работе подключилась общественная организация «Возрождение Булгар», были найдены средства, вокруг бани сделали бетонный фундамент, сверху – металлический каркас с крышей, и сейчас баня ждет, когда будут найдены средства на ее нормальную реставрацию и превращение ее в объект культурного и экспозиционного наследия».

Репортаж об этой бане смотрите на нашем сайте Элитную средневековую баню снова раскопали

Но раскопки на территориии Красносюндюковского городища продолжились, в частности при участии института археологии Академии наук Татарстана.

«Раньше мы считали, что на территории этого памятника только домонгольский слой. Оказалось, что там есть материалы с 5-6 веков, то есть более ранние. Этот сезон дал просто замечательные результаты. Выявлены объекты, связанные с металлургическим производством, какая-то горновая, видимо, печь. Получены уникальные материалы, связанные с торговыми контактами, – через территорию этого городища проходил один из путей из Булгар в Киев. Об этом говорят находки торгового инвентаря: неоднократно встреченные гирьки, привозные импортные материалы. Опять же, баня – мало того, что она имела подпольную систему отопления, она была еще снабжена и стеклами. Это в домонгольское-то время, когда у нас в 19 веке бычьими пузырями в сельских домах окна закрывали. Там просто уникальная техника строительства и такие культурные достижения. Эта баня имеет прямые аналогии византийских конструкций, среднеазиатских сооружений».

«Территория была засеяна, и мы ждали, пока в конце августа уберут хлеб, – продолжает рассказ Марат Гисматулин. – Был заложен раскоп в 40 квадратных метров, и он дал много интересных объектов. Поселение огромное – 70 гектаров. Всего лишь 20 сантиметров под пашней сохранился металлургический горн».

Здесь найдено большое количество осколков стекла, в том числе оконного. В то время – 11-начало 13 вв. – стекло представляло собой стеклянные диски с максимальным диаметром 26-27 сантиметров. Среди находок – небольшой фрагмент стеклянного сосуда (верхняя часть аламбика – средневекового сосуда, который был частью дистилляционного аппарата). Аламбики использовались ювелирами, алхимиками.

Фрагменты привозной керамики. В основном, она кавказского происхождения или среднеазиатского

DSCN9990

Пробирный камень (круглый), который использовали средневековые ювелиры. Находка такого камня говорит о том, что в будущем нас может ожидать находка мастерской. На раскопе найдено 11 гирек (квадратная) от весов разного веса – от 1, 5 грамма до 57 граммов. Скорее всего, с помощью них взвешивали драгоценные металлы или же рядом находилась ювелирная мастерская. Расцвет этого городища приходится на 12 – начало 13 вв. Это так называемый безмонетный период в истории Восточной Европы, когда монеты уже не использовались, а в качестве денег принимали кусочки серебра. И в принципе, у каждого торговца были весы с гирями.

DSCN9985

Масляный светильник

DSCN0002

Рыболовный крючок. Находили и кости, позвонки рыб.

DSCN9986

Черные копатели осложняют дело

DSCN9994

Ульяновская область чрезвычайно богата памятниками археологии – от каменного века до средневековья, рассказал Юрий Семыкин.

«К сожалению, ситуация сложилась так, что исследования на территории Ульяновской области недостаточно интенсивны – нас опережают представители черной археологии. Это колоссальная беда, катастрофа в плане сохранения культурного наследия страны. Проблема обозначена, и мы хотели бы, чтобы нам оказывали помощь представители исполнительной власти. Но, так или иначе, мы стараемся проводить охранные работы на тех памятниках, которые разрушаются»

Доктор исторических наук, директор НИИ «Экономики, истории и культуры Ульяновской области имени Н.М. Карамзина» Сергей Прокопенко рассказал о создании Центра стратегических исследований.

«Все подразделения НИИ исторического профиля вошли в этот центр. Достигнута договоренность создания хоздоговорного археологического отдела. Так сложилось, что после хорошего старта конца 19-начала 20 гг. мы потихоньку оказались на обочине археологических исследований. У нас мало научных кадров, поэтому мы вынуждены обращаться к нашим коллегам из Татарстана, Самарской области. Но размах работ настолько велик, что за счет бюджетного финансирования нам не удастся восполнить лакуны. А проблема очень серьезная. Потому что у нас, несмотря на усилия общественности и правоохранительных органов, широчайший размах получило археологическое браконьерство, и люди разрушают культурные слои и целостность археологических памятников. Чтобы опередить их, нужно все время увеличивать размах разведки и раскопок. Это мы пытаемся делать и за счет создания хоздоговорного отдела. И здесь также важна задача подготовки соответствующих кадров».

Юлия Узрютова. Фото автора

Оцените новость: