Уже несколько недель шоу-рум автосалона на Нижней светится ультрафиолетом, а вместо автомобилей за стеклом виднеется непонятная зелень. Некоторые жители Заволжья уверены, что автосалон… стал выращивать марихуану на гидропонике. Мы отправились на место, чтобы выяснить правду.
Свет от ультрафиолетовых ламп действительно виден издалека, равно как и столы с зеленью, занявшие в шоу-руме автосалона «Премьера» место автомобилей.
Заходим внутрь — большая часть зала автосалона оказалась огорожена поликарбонатом. Справа — автомобильная часть, а слева… В конце перегородки дверь, которую мы смело открываем. За ней большой пластиковый бак для воды, ряды зелени с подсветкой, многочисленные трубки и стандартные пенопластовые соты для высадки семян. Очень похоже на обычную гидропонику.
Рассмотреть установку подробнее не успеваем — навстречу выходит улыбчивый парень. Представляется: «Алексей, технический специалист» и предлагает пообщаться за дверью. За перегородкой, как мы выяснили позже, поддерживается режим карантина.
Из разговора с Алексеем быстро выясняется, что в автосалоне развернута вовсе не банальная по нынешним временам гидропоника, а гораздо более сложная система аквапоники.
Идея аквапоники в том, чтобы совместить выращивание растительности с выращиванием рыб и полностью исключить применение химических удобрений, без которых гидропоника немыслима. Здесь все иначе — питательным раствором для растений выступает вода с продукцией жизнедеятельности рыб, прошедшая несколько степеней фильтрации. Рыбы, причем осетры, нашлись тут же — за еще одной перегородкой.
Преимущества? Алексей даёт нам попробовать пару веточек базилика, выращенных на установке, и предлагает сравнить с гидропонной зеленью. Сравнивать, действительно, нельзя — у базилика из автосалона есть вкус «живой» приправы и терпкий приятный запах. У гидропонной зелени такого нет.
Но почему столь современная установка монтируется именно в автосалоне?
«Мы делаем шоу-рум» – поясняет инициатор проекта, директор ООО «Вита» Алла Артемьева. По словам госпожи Артемьевой, главная задача сейчас — это «отработать технологию» именно в условиях России и только затем её масштабировать.
Идею аквапоники наша собеседница привезла из-за рубежа. В разговоре постоянно звучит отсылка на опыт Австралии, на распространенность аквапоники в Японии и так далее. В России же, как уверила нас Алла Артемьева, подобный опыт в новинку. Причину госпожа Артемьева видит в том, что до недавнего времени российские потребители не были готовы платить за экологическую чистоту продукции. Готовы ли сейчас?
На массовый спрос в компании сейчас не рассчитывают, пока рассматривая в качестве главного потребителя местных рестораторов, с которыми «уже достигнуты договоренности». Главной задачей пока видится именно демонстрация технологии, создание шоу-рума. Закончить окончательный монтаж установки в «Вите» планируют до конца года, и лишь потом заниматься масштабированием технологии, рассчитывая на помощь государства.