Яндекс.Метрика

Тепличная экономика или деньги на пустырях

Поле, находящееся недалеко от Ульяновска, местные предприниматели поделили на участки по гектару, которые продают, позиционируя их как платформу для развития личных подсобных хозяйств. Людей реально потянуло к земле или под проектом скрывается очередной банальный коттеджный поселок?

Проект, названный «Своя ферма» активно рекламировался минувшей весной. Тогда мы и обратили на него внимание — слишком уж необычной показалась концепция, близкая к классическому крестьянскому хозяйству. Начали узнавать подробности. В областном минсельхозе нам поведали, что про проект слышали, «приходили от них», но никакой помощи «Своей ферме» регион не оказывал – «слишком небольшие участки». То есть, проект оказался сугубо частным и, как нам пояснили, девелоперским. Вложения — в межевание, концепцию и коммуникации, заработок — за счет цены участков. Тогда их оценивали в несколько сотен тысяч рублей. Очень похоже на обычный коттеджный поселок, правда с участками в один гектар. Цифра культовая, благодаря стараниям Владимира Мегрэ и поклонников его учения — т. н. «анастасиевцев», поселения которых мы неоднократно посещали (http://ulgrad.ru/?p=155179, http://ulgrad.ru/?p=130476 и т.д.). Все это в совокупности нас и заинтересовало, но мы решили подождать до осени, чтобы оценить не предложение, а первые результаты, по которым будет сразу понятно с чем мы имеем дело.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Добраться до «Своей фермы» нетрудно — поле находится находится в 20 минутах езды от центра Ульяновска прямо напротив поворота на престижный Сланцевый Рудник, практически превратившийся за последние 10 лет в элитный коттеджный поселок. Через несколько километров прямо другой коттеджный поселок – «Чистые пруды». Место удобное и престижное, но намеков на коттеджи на поле «Своей фермы» мы не увидели. За классической будкой охраны — техника и единственное серьезное строение — большая теплица.

Тут же находится и провожатый, внешность которого не оставляет сомнений в близости к земле — обветренное лицо, натруженные руки и явный интерес к теме.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Идем осматривать владения. Прямо около въезда выровненная площадка с телегой. «Сам восстановил» – с гордостью рассказывает наш провожатый – «для декора». По словам администратора проекта Дарьи Волковой, в планах у «Своей фермы» развитие агротуризма. Для этого и создается необходимый антураж, в том числе и телега.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Дальше большой недавно разбитый сад, целое поле ежевики, другие посадки, а также та самая теплица, в которой вовсю выращиваются огурцы и помидоры. «Приезжают за овощами даже прямо сюда» – рассказывают сотрудники фермы. Сельскохозяйственная история видна явно, но только со стороны самой «Своей фермы». А как же покупатели земли?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Наш провожатый показывает на участки вдоль линии электрических столбов: «там ребята купили несколько участков, хотят рыбу разводить, будут пруд делать», «справа саженцами мужик занимается, он купил». Дарья поясняет, что всего пока продали 15 участков, хотя далеко не все покупатели нацелены на условное «малое фермерство». Кто-то купил землю и просто как альтернативу даче. Задаем Дарье прямой вопрос про коттеджи. Ответ уклончивый — прямого запрета нет, но есть ограничения на этажность и метраж. Другие ограничения мы отмечаем сами — отсутствие газа и далеко не самый мощный электрический трансформатор.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вместо этого планы по развитию агротуризма, созданию фермерских кооперативов и даже цеха шоковой заморозки, общего для всех «резидентов» фермы. В совокупности напоминает своеобразный распределенный колхоз.

Но даже если отбросить планы на будущее, то уже сейчас получается, что сама идея «Своей фермы» с девелоперской точки зрения оказалась вполне реализуемой — спрос на гектары в пригороде действительно есть, а сельское хозяйство в теплично-рыбно-саженцевом формате оказывается вполне рентабельным. То есть, на фоне спада спроса на землю в коттеджных поселках, решение выглядит достаточно красивым.

По словам руководителя проекта «Стройка в России» фонда Хамовники Тараса Евченко, в последние два года в Ульяновске и в пригородах активно развивается личное подсобное хозяйство в первую очередь в тепличном формате. «За два года во многих дачных массивах не осталось свободной земли — на брошенных участках повсеместно вырастают теплицы, а кое-где, например на Нижней террасе, и пруды для выращивания рыбы. То же касается и частного сектора. По нашим наблюдениям, только в Мостовой за последний год площадь теплиц на подсобных участках выросла не менее, чем вдвое, люди импортозамещают овощи достаточно массово».

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В этой связи руководитель Ассоциации риэлторов Ульяновской области Светлана Пономарева отмечает, что в последнее время серьезно вырос спрос на частные дома в городе и пригороде с достаточно большими земельными участками. «Очень часто их используют именно для занятия малым бизнесом» – отмечает госпожа Пономарева.

То есть, получается, что «Своя ферма» уловила тренд, воспользовавшись дефицитом участков с коммуникациями в первую очередь для тепличного выращивания, которое стало достаточно рентабельным в последние годы, догнав и обогнав традиционные промыслы по выращиванию саженцев и рассады.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

По оценкам скупщиков овощей, с которыми мы пообщались, к настоящему времени рынки города обеспечиваются местной овощной продукцией более, чем наполовину, причем значительную долю овощей удается закупать прямо на месте — то есть в Ульяновске и пригородах. По словам нескольких наших собеседников, нормальная теплица приносит в сезон не менее 50 тысяч рублей на 10 квадратных метров площади.

Наташа Евченко

Оцените новость: