Яндекс.Метрика

“Покупают не овощи, а степень доверия”

Благодаря развитию социальных сетей, у ульяновцев появилась возможность покупать многие домашние продукты питания напрямую у тех, кто их делает. Сергей Кузнецов, предлагающий землякам выращенные на собственной земле овощи, ягоды и другие продукты, рассказал нам о подвохах, которые ждут ищущих качественных товаров ульяновцев в магазинах и на рынках, о переходе с торговли на рынке в интернет и об идее встречать покупателей прямо на грядке.



– Сергей, вы предлагаете ульяновцам выращенные на собственной земле продукты – овощи, ягоды, зелень, а также некоторые другие, например, грибы. Как давно вы начали этим заниматься, как к этому пришли?

sergey

– Да. И ягоды, и овощи и фрукты выращены на своем огороде. У нас три дачи и много земли у родителей в частном доме. Грибы собираем в лесу, сами не выращиваем. Заготавливаем в большие морозильные камеры и в дальнейшем перерабатываем и предлагаем покупателям. Объемы очень небольшие.

У меня и у жены образование сельскохозяйственной направленности. Я – агроном, она – ветеринар. Наше поколение училось в середине 1990-х для того, чтобы работать на предприятиях, которые во множестве были построены по всей стране в советское время. В том числе и наш родной знаменитый на всю страну семеноводческий совхоз-миллионник учхоз бывщего УСХИ в поселке Октябрьский Чердаклинского района. Пока учились, все развалили, и заканчивали мы свое образование уже совсем в другой стране. Работы нет. Высокая конкуренция на рынке труда, потому что высшее образование стало доступно многим. Мы поработали в разных местах, но ничего особо подходящего и значимого не нашлось. Решили развивать что-то свое.

kuzn4

kuzn3

– Сейчас вы предлагаете свою продукцию в том числе и через соцсети, а как вообще вы ищите покупателей или покупатели ищут вас?

– Сначала хотели обеспечить натуральной и свежей продукцией свою семью, а потом появились излишки, с которыми стали искать сбыт. На рынках организуются социальные места для дачников и огородников. Условия, конечно, оставляют желать лучшего, но по небольшим деньгам мы рады и тому, что есть. На рынке не всегда удавалось реализовать всю продукцию, отсюда и пришла мысль искать альтернативные торговые площадки. Так появились соцсети. Но спрос небольшой, поэтому для нашего города это скорей экзотика, нежели твердая и уверенная система продажи. Стараемся дорожить наработанной клиентурой, насколько это возможно, имея дело со скоропортящимся товаром.

– Немалое число ульяновцев сейчас предпочитают поискам отдельных продуктов закупки в гипермаркетах, где можно не слишком дорого купить все и сразу. Как бы вы оценили качество овощей и фруктов в крупных торговых сетях?

– Про качество овощей и фруктов ничего особенного сказать не могу, кроме того, что и так уже всем известно. Например, можно взять купленное в магазине яблоко и, хорошо пролив кипятком, увидеть плотные белые разводы по всей поверхности. Это парафины – чрезвычайно не полезные, можно с уверенностью сказать, токсичные соединения. Чтобы сохранить первоначальную красоту, фрукты и овощи подвергают тщательной химической обработке. И это общеизвестно, но, что удивительно, это покупателей не останавливает от приобретения, в том числе и по более высокой цене в сравнении с ценой на продукцию местных производителей. Я думаю, все это становится возможно, благодаря исключительно грамотно выстроенному маркетингу и удобству, когда весь спектр нужных товаров находится в одном месте.

– Те, кто не любит покупки в супермаркетах, обычно идут на рынок за более богатым ассортиментом и в том числе и за “домашней” продукцией. Что вы думаете по поводу продуктов на рынке – не только домашних, но и предлагаемых перекупщиками?

– Я не знаю людей, которые не любят ходить в супермаркет. Но многие, действительно, в сезон стараются найти продукт, выращенный “у бабушки на огороде”, или целенаправленно ищут, как еще называют “свои” овощи. Многие подходят, спрашивают и, если уверяются, что продукция своя – покупают охотно и не торгуясь. Красота и эстетика предложенной продукции стоит для таких покупателей на последнем плане. В открытом грунте очень сложно вырастить идеальный по таким параметрам продукт.

kuzn2

Другой категории рыночных посетителей без разницы откуда товар, главное для них – это низкая стоимость. Конечно, они предпочтут местного производителя крупному, если цена будет отвечать их запросам. Есть также и такая категория, для которых вид овощей имеет первостепенное значение. Мытые, тщательно очищенные, один к одному, яркие насыщенные цвета, презентабельная подача и даже вид самого продавца для них очень важны.

О перекупщиках могу сказать только, что они закупают товар наравне и через посредников, которые возят с Урицкого, и у тех же огородников, которые не любят стоять на рынке и отдают свой товар задарма. В этом и заключается подвох. Если помидоры по трещинам и многочисленным изъянами, а также по цвету еще можно хоть как-то отличить от привозных, то те же огурцы и яблоки отличить невозможно. Здесь работает целая ниша рыночного предложения, которая довольно значительна. И если с супермаркетами все предельно ясно, то на рынке покупатель всегда несет риски. Можно было бы сделать вывод о том, что продавец-дачник торгует не просто овощами с грядки, но скорее он является ответственным носителем и продажником доверия, если можно было бы так выразиться. Покупают не зелень, овощи, фрукты. Покупают и продают разную степень доверия и от этого и выстраивается стоимостная оценка продукции.

– А как вы, если не секрет, устанавливаете цену на свою продукцию?

– Если продавец уверен в качестве своего товара, то и цену он будет держать на самом максимально возможном высоком уровне. Если же нет, то и цена резко падает. Например, потекла в жару малина. Всё, тут уж не до цены, ягода проседает. Она уже не имеет и товарного вида, и привлекательная горка осела. И приходится добавлять свежие ягоды на самый верх, а оттого и вес увеличивается при резком падении цены – сплошные убытки. Факторов влияния на стоимость масса, точного подсчета себестоимости, конечно же, здесь нет. Никто издержки не просчитывает, ориентируются прежде всего на спрос и предыдущее предложение.

– Насколько сейчас ульяновцам интересна немагазинная продукция?


– Я пять лет торгую на рынке. И могу с уверенностью сказать, что спрос именно рыночной продукции снизился кратно. Торговые сети неуклонно вытесняют мелкого производителя. Конечно, доля вины здесь присутствует и самих дачников и огородников, которых ничего не волнует так, как собственная прибыль. Много нечистоплотных, бессовестных продавцов, и покупатели из-за них порой уже не возвращаются на рынок. В сетях же есть чек и есть право потребителя.

kuzn1

Молодежь также непривычна к походам на рынок. Все же покупатели в своей основной массе – это люди в годах, средний статистический возраст в совокупности – это где-то за сорок – пятьдесят лет.

Сам я готов развиваться и в плане увеличения количества ассортимента представленной продукции. Можно улучшить качество за счет оптимизации некоторых процессов, в том числе и предложить сбор урожая покупателем прямо на приусадебном участке. Можно было бы и увеличить посевные площади, но есть проблема – отсутствие материальной базы. С этим государство, на мой взгляд, могло бы пойти навстречу мелкому производителю, как, например, это делается в некоторых странах. Ведь экологически чистая продукция востребована, особенно в крупных городах. У нас это пока находится в зачаточной форме. А можно было бы бы как-то объединить небольших производителей в ассоциацию, через интернет, и с доставкой на дом, а также создать доступные точки по всему городу.

Фото – из личного архива Сергея Кузнецовва.

Оцените новость: