Режиссер Кирилл Глущенко снял документальный фильм, посвященный гостинице «Венец» – модернистской постройке советских времен. Впрочем, этот фильм – не о конкретном здании, а об эпохе, о концепции социалистического идеала, отмечает автор. Также «Глущенкоиздат» выпустил книгу «Венец».
«Идея у меня всегда одна: пробудить интерес к самим себе, к своей истории, и через узнавание себя появится и уважение к себе, – рассказал Улграду Кирилл Глущенко. – Например, совсем будничное замечание: вот те люди, чиновники, владельцы зданий, которые все стеклянные фасады модернистских зданий завешивают непрозрачными баннерами, и тот главный архитектор города, который это допускает, — они как относятся к своему городу? Есть ощущение, что предпочитают его не видеть, и, скорее всего, проводят досуг где-нибудь вдали от этих баннеров. А жителям все равно, потому что они другого не видели. Первый шаг к изменениям, на мой взгляд, это как раз начать узнавать себя через то место, где мы живем. И «Венец» в моем случае это, разумеется, не только и не столько гостиница, она – всего лишь предлог для начала разговора, здесь венец во всех смыслах — и застройка Ульяновска к юбилею Владимира Ильича как венец социалистического проекта, и географическое обозначение бульвара Венец, ну, и гостиница конечно, как самое интересное место, где разворачивался круговорот событий, от интуриста с КГБ до партийных гостей и журналистов».
«В видео я просто хотел поговорить с сотрудниками гостиницы, услышать какую-то их рефлексию. Книга в основном построена на архивных материалах, а тут мы показали сегодняшний день».
Во вступительном тексте к книге «Венец» (она является основным произведением, наряду с инсталляцией, воссоздающей оригинальный советский интерьер трехкомнатного номера люкс в гостинице, – все это проект для выставки «Пространство Сила Конструкция» на Венецианской биеннале современного искусства) Кирилл Глущенко объясняет свой замысел.
Так, для «Глущенкоиздат» характерен интерес к повседневности. И вот, через 50 лет после обновления Ульяновска к 100-летию Ленина, в год 100-летия Октябрьской революции, взгляд обращается к повседневности «идеального» – и в качестве предмета изучения выбрана гостиница «Венец». Сотрудник издательства провел в «Венце» почти двадцать дней: он останавливался по одному дню в номере на каждом этаже и прошел весь путь от первого до последнего этажа, встретив 2017-й год в баре «Олимп» на крыше. Найденные дневники столичного журналиста Бориса Мерца помогли придать истории человеческое измерение: именно они послужили основой для рассказа, повествующего о нескольких днях, проведенных журналистом в «Венце» накануне открытия Ленинского мемориала и приезда Леонида Брежнева в апреле 1970 года.
«Венец» открыли в 1970 году. Гостиница имела категорию «внеразрядная, высшая Б» и являлась эталоном идеальной эстетики быта в представлении туриста, решившего посетить родину Ленина. Кирилл Глущенко отмечает, что сама гостиница, кроме узнаваемого силуэта сохранила сравнительно мало от своего прежнего облика, который ему помог восстановить фотоальбом Ленинградского проектного института. Это были элегантные, сдержанно футуристические просторные фойе, залы ресторанов и кафе, магазина сувениров «Березка», художественного салона и номеров. Интерьеры ночью заполняются «лунным светом» – так назвали строители специально разработанную систему освещения.
В книге «Венец» публикуются избранные статьи из «Комсомольской правды» и «Ульяновской правды», посвященные гостинице. Проникнуть за горизонт идеального позволяют личные истории участников юбилейного обновления города: от архитекторов до поваров. Они рассказывают без прикрас каждый свою правду, которая нередко заполняет трещины в образе идеального.
На прошлогодней выставке «Прекрасен облик наших будней» была представлена книга «Ульяновск» с фотографиями Кирилла Глущенко и небольшой беседой с нашим выдающимся земляком Львом Николаевичем Нецветаевым. Один экземпляр этой книги (всего их десять) он отдал в Ульяновскую областную детскую библиотеку, там с ней может ознакомиться любой желающий.
Для справки
С 2005 года издательство малыми тиражами выпускает разнообразную печатную продукцию: книги, открытки, плакаты и афиши. На выставке вы сможете просмотреть и даже прочесть книги о городах: Дрезден, Пярну, Таллинн, Тарту, Рига, Псков, Ульяновск; а также увидеть наборы открыток и серию плакатов, рассказывающих о Дубне, Горьком (ныне Нижний Новгород), Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), Минске, Паланге. Процесс создания книги о городе начинается с командировки: сотрудник едет собирать материалы и, возвращаясь, сдает их в редакцию, где начинается работа по подготовке публикации. К этим поездкам издательство относится с большим вниманием — ведется тщательный учет и документация фото-, видео- и аудиоматериалов, привезенных из командировок. На выставке прозвучат звукозаписи, сделанные во время путешествий — в поездах, гостиницах, на улицах городов.
Сейчас «Глущенкоиздат» запустил подкаст «1962» с радиопостановкой дневников шофера грузовика из-под Нижнего Новгорода Николая Козакова за 62-й год.
Юлия Узрютова. Видео – http://inrussia.com/the-venets-hotel