Мы вспоминаем основные протестные выступления в Ульяновской области, связанные с экологией, и их мифологемы. Сегодня речь пойдет про годы управления регионом Сергеем Морозовым. Три наиболее ярких протеста этого времени закончились отказами от анонсируемых проектов.

Напомним, что первая часть TOП-5 была посвящена протестам времен СССР, когда сворачивание проекта из-за недовольства жителей было в принципе невозможным. Читайте об этих выступлениях по ссылке – http://ulgrad.ru/?p=161131
Еще по теме:
Застройка Винновской рощи
Первый за время руководства Сергеем Морозовым Ульяновской областью крупный экопротест. Интересен в основном ролями, в которым выступали тогда еще мало опытные в экологических баталиях, а теперь уже авторитетные эксперты, а также отрицательным результатом борьбы для инициаторов проекта и региональной власти. Начало протеста, как водится, скрывалось в документах: в 2005 году правительство Ульяновской области приняло постановление о границах ООПТ “Винновская роща”. И правильно, памятник природы надо сохранять, а, чтобы сохранить, надо его территорию обозначить. Но – вот дела – из этой территории почему-то выпало около 10 гектаров рощи, покрытых реликтовыми дубами времен Петра I.
На оставшиеся без особого статуса гектары нашелся, как водится, и социально ответственный инвестор. Это оказалась не иностранная компания, масштаб был еще не тот, а родной ульяновский холдинг “АМС-групп”. Александр Пинков, которого называли представителем интересов холдинга, в тот момент занимал место зампреда облправительства.
Проект “АМС-групп” имел серьезную поддержку не только от руководства области, но и на федеральном уровне. Из государственного бюджета ему планировали выделить 17,5 миллиона рублей, такую же сумму обещала областная казна. Частный партнер планировал вложить еще 85 миллионов рублей.
Первый объект комплекса – крытый корт – уже был построен, но в дело вмешались природоохранная прокуратура, экологические активисты, в частности, Александр Брагин, и краевед Сергей Петров.
Еще по теме:
Сутью проекта было создание на территории рощи спортивно-развлекательного комплекса. Проект его неоднократно представляли федеральным чиновникам и спортивным функционерам, а также на различных выставках. Комплекс включал шесть открытых теннисных кортов, центральный корт с VIP-трибунами, гостиницу на 40 мест с бассейном, боулингом, бизнес-центром, рестораном и фитнес-залом, а также мини-футбольное поле с легкоатлетической дорожкой, баскетбольной и волейбольной площадками, площадкой для гольфа, детской спортплощадкой. Дополнялся комплекс финскими домиками с сауной, велосипедно-роллерной трассой и искусственным озером.
Первый объект комплекса – крытый корт – уже был построен, но в дело вмешались природоохранная прокуратура, экологические активисты, в частности, Александр Брагин, и краевед Сергей Петров. Против освоения ООПТ выступали и тогда депутат Гордумы Александр Каплин, и главный эколог Ульяновска Андрей Салтыков.
Пока прокуратура в суде добивалась отмены постановления о границах ООПТ, выступать против инвестора призывали краевед и экоактивист, представлявшийся создателем общественного движения “Зеленый город”. Процитируем молодого, но уже подающего надежды Александра Брагина более чем десятилетней выдержки: “По мнению экологов рекреационная и техногенная емкость рощи в настоящее время уже полностью исчерпана, о чем свидетельствует прекращение естественного возобновления коренных древесных видов (дуба и липы). 4 октября в городе Ульяновске появилась инициатива создания регионального движения «Зеленый город», цель которого станет защита не только уникального памятника природы и архитектуры «Винновская роща», а также парка имени Матросова, парка имени семьи Ульяновых, национального парка «Сенгилеевские горы» и других зеленых уголков Ульяновского региона. Варварскому отношению к природе со стороны чиновников и отдельных бизнесменов следуют противопоставить жесткое общественное мнение, и гражданские действия не должны ограничиваться только акциями в защиту парков. В первую очередь нужно информационно донести до людей, что достояния природы, которые равноценно принадлежат всем жителям области, пытается «прихватизировать» кучка чиновников и уничтожить в угоду тех бизнесменов, которые видимо «кормят» отдельных сидельцев различных уровней административной власти. Отстоим парк «Винновская роща» во всем его многообразии и красоте”.
Самые отчаянные экологи грозили приковать себя к вековым дубам, чтобы не допустить их вырубки.
Еще по теме:
На другой стороне протеста оказались люди с также известными сейчас в экологической сфере фамилиями. Так, бывший тогда главным экологом области Дмитрий Федоров, а вместе с ним и Данила Урдин выступали сторонниками проекта. В частности, оба они принимали участие в организовывавшихся “АМС-групп” субботниках, призванных показать, что роща находится в запущенном и опасном для людей состоянии.
Протестующие собирали пикеты и митинги. На пресс-конференции с участием Александра Брагина звучали угрозы установки палаточного лагеря в роще, самые отчаянные экологи грозили приковать себя к вековым дубам, чтобы не допустить их вырубки. “АМС” в ответ запускали рекламные статьи и сюжеты и даже проводили некое голосование в Железнодорожном районе по возможности реализации проекта. Голосование оказалось положительным, но проект реализован так и не был. Суд поставил точку в деле об отмене постановления, да и с ухудшением экономической ситуации “АМС-групп” стало уже не до спортивного проекта.
Основным мифом протеста стали слухи о застройке всей Винновской рощи коттеджами областных чиновников.
Отель «Марриотт»
История с протестом против строительства отеля Marriott застройщиком «Нью-Сити» в зеленой зоне вдоль улицы Минаева в первую очередь интересна палатками, а также компромиссным исходом.
Протест разгорелся после того, как весной 2013 года стало официально известно о строительства отеля в зеленой зоне, которую можно считать частью парка им. Ульянова. Мэрия поспешила откреститься от проекта, заявив, что никакого строительства не будет. Но это оказалось не так — как только прошли очередные выборы, «Нью-Сити» приступило к осваиванию земельного участка. По давней ульяновской традиции это осваивание началось с возведения зеленого забора из профнастила, который уже можно считать классической декорацией для экологического недовольства.
Протестующие посчитали себя победителями, а «Нью-Сити» в итоге отдали под застройку площадку на месте бывшего кинотеатра «Рассвет».
Еще по теме:
На фоне забора протестующие разбили палаточный городок. Самое интересное, что палатки тогда оказались ровно той же конструкции и расцветки, что и палатка, примененная недавно протестующими против строительства цемзавода в Тереньгульском районе во время знаменитого «стояния в желтом доме».
В итоге протестное движение возглавил депутат ЗСО от партии КПРФ Алексей Куринный, а в процесс оказалось вовлечено множество структур, которые начали хаотично реагировать на ситуацию. Прокуратура оспорила правомерность выдачи городом разрешения на строительство отеля, администрация Ленинского района отозвала разрешение на пересаживание деревьев, выданное застройщику. Закончилось все судами и отзывом городом разрешения на строительство и соглашением о выделении «Нью-Сити» нового участка, подписанное почему-то не только городом и застройщиком, но и лично губернатором. Протестующие посчитали себя победителями, а «Нью-Сити» в итоге отдали под застройку площадку на месте бывшего кинотеатра «Рассвет».
Мифология протеста против строительства отеля оказалась небогатой на смыслы. В основном мифы сводились к извечному вопросу “кто стоит за застройщиком”, в ответ на который сторонники строительства задавали обратный вопрос “кто стоит за протестующими”.
Шиловский мелзавод
История со строительством цементного завода около приволжской Шиловки, больше чем наполовину освоенной уважаемыми дачниками, началась с презентации проекта директором завода Искандером Касимовым, действующего в интересах «ВИС-МОС». Разговор шел о реконструкции существующего завода, представляющего собой несколько построек советского времени и экскаватор. На месте всего этого наследства с не самой простой судьбой по планам Касимова должен был появиться современный мелзавод, построенный за 300 миллионов рублей заемных средств.
Планы вызвали негодование у жителей Шиловки, в первую очередь у дачников, и вопрос строительства быстро оброс новыми смыслами- опасностью нарушения ландшафта, а также близостью мелзаводу у проектируемому тогда национальному парку «Сенгилеевские горы». Протест созрел на сходе шиловцев в здании местной школы, а флаг борьбы против мелзавода понес редактор «Улпрессы» Дмитрий Ежов, владеющий в Шиловке домом.
Протестующие посчитали себя победителями, а «Нью-Сити» в итоге отдали под застройку площадку на месте бывшего кинотеатра «Рассвет».
Еще по теме:
В результате протестное движение канализировалось в основном в политико-медийное поле. Основной жертвой стал главный эколог области Константин Долинин, который подал в отставку после критики губернатора. Не выразила одобрения проекту строительства и экологическая палата области.
Сам господин Касимов не скупился на длинные речи с описанием преимуществ планируемого мелзавода, рассказами об объездной дороге вокруг села и обещаниями благоустройства и лично посещал сходы и заседания, на резолюции и петиции по результатам которых вынужденно реагировали самые разные надзорные органы. При этом мелзавод все это время продолжал работать, благо существующая технология отличалась простотой — добытый и просушенный мел упаковывался в мешки лопатами.
История протеста сошла на нет сама собой по вполне банальной причине — глобальный инвестиционный проект столкнулся с проблемой подключения к газовой магистрали. Искандер Касимов занялся другими проектами и зачастил в Китай, группа недовольных успокоилась, а границы спроектированного нацпарка все-таки прошли мимо мелзавода.
Мифология протеста против мелзавода свелась к границам национального парка и идее “ландшафтной доминанты”, что было переосмыслено в виде постоянного виртуального роста высоты трубы будущего завода – если в начале протеста говорилось лишь о том, что труба испортит ландшафт нацпарка, то к концу уже утверждалось, что сам мелзавод будет виден из Тольятти. Фрактально росла и площадь карьера, который в итоге стал представляться как пролегающий до Криуш.
Читать дальше:
- Землю под замороженный цемзавод перевели в промназначение
- На цемзавод дают ещё 5,7 миллиона
- Абдуллова ждут следователи, а минздрав - федеральная проверка
- Пока на полгода. Цемзавод в Новоульяновске встал
- В падении Куринного ищут состав преступления