Яндекс.Метрика

Хотят увеличить число читающих ульяновцев с 48 до 70%

По словам заместителя директора издательства «ЭКСМО-АСТ» Максима Лозовского, в России наблюдается тревожная ситуация с чтением – более 54 процентов жителей страны книг не читают. По его мнению, это сигнал к еще большим усилиям по развитию культуры чтения. Интересно, что активными читателями в Ульяновской области являются 48% жителей, пассивными – 15%. Область значительно отстает от других регионов по количеству книжных магазинов на 1 млн. жителей. Исправлять ситуацию планируют с помощью программы продвижения чтения на 2017-2020 гг «Время читать!».

Время читать

Программа определяет главные направления, структуру и механизмы поддержки и развития чтения. Это базовый документ в продвижении чтения, инициирующий законодательные и другие правовые акты, регулирующие сферу продвижения чтения в Ульяновской области.

В программе отмечается, что сфера чтения в Ульяновской области развита неравномерно. Показатели активности читателей региона находятся на уровне среднероссийских значений (для регионов с аналогичной структурой расселения).

При этом, в документе подчеркивается, что усилия Ульяновской области по позиционированию территории как читающей имели большой успех на федеральном и мировом уровне. В 2015 году область выиграла всероссийский конкурс «Самый читающий регион», городу Ульяновску присвоено почетное звание «Город литературы ЮНЕСКО». Высокую оценку экспертов книжной отрасли получил проект «Двенадцать литературных апостолов». Впервые в стране в 2016 году запущен конкурс среди муниципальных образований «Самый читающий город. Самый читающий район», в котором по итогам года определится лидер продвижения чтения на местах. Особую роль играют мероприятия, посвященные 250-летию со дня рождения Н.М. Карамзина.

Инфраструктура не отвечает современным вызовам

Но в документе говорится и о том, что инфраструктура чтения региона не отвечает современным вызовам. По уровню ее развития Ульяновская область занимает 44-е место в стране и 10-е место в Приволжском федеральном округе. Область значительно отстает от других регионов по количеству книжных магазинов на 1 млн. жителей. Для преодоления отставания по обеспеченности населения книжными магазинами потребуется рост книготорговой сети региона минимум в 2 раза в течение 5 лет. При относительно высоких показателях обеспеченности библиотеками и библиотечными фондами сами фонды требуют существенного обновления, а многие библиотеки – реконструкции. Возможности продвижения литературных новинок с привлечением областных и муниципальных СМИ и рекламных поверхностей не используются в полной мере.

«Усилия региональных и муниципальных органов власти, предпринимателей и профессионалов книжного рынка будут направлены на устранение недостатков и дисбалансов в инфраструктуре чтения, активизацию продвижения чтения, стимулирование появления новых книготорговых предприятий», – отмечается в программе.

Еще по теме:

Стратегическим партнёром программы продвижения чтения в Ульяновской области «Время читать!» является издательский дом Эксмо-АСТ.

DSCN5117

«Мы идем в мировых трендах – проводим книжные фестивали, форумы, акции в поддержку чтения, появляются новые форматы – реклама на общественном транспорте, в общественных пространствах, преобразование библиотек, встречи с писателями в школах, книжных магазинах, – отмечает Максим Лозовский. – Проводится много мероприятий, но всегда ли мы понимаем их отдачу и эффективность?»

Еще по теме:

В этой связи интересно посмотреть, как будет оцениваться эффективность программы в нашем регионе. Документ ставит сразу несколько целей – увеличение числа активных читателей в Ульяновской области с 48 до 70%; привлечение внимания к проблемам чтения в регионе; повышение престижа чтения, книги и литературы в каждом муниципальном образовании; повышение популярности и востребованности российских авторов; максимальный охват целевой аудитории.

Сама программа состоит из семи пунктов

Первый пункт – проведение социальных рекламных кампаний и продвижение книжного и литературного контента на территории региона.

В том числе здесь подразумеваются разработка брендирования проекта продвижения чтения «Время читать!», предоставление мест городского визуального пространства для размещения социальной рекламы «Время читать!» и создание информационной системы (портала) «Время читать!» с возможностью загрузки контента всеми участниками проекта.

Второй пункт – развитие библиотек, литературных музеев и новых центров культурного развития. Один из разделов – разработка бизнес-модели реконструкции библиотек, привлекательной для частных инвесторов, в рамках механизма государственно-частного партнерства (партнёрский проект). Руководитель фонда «Ульяновск- культурная столица» Татьяна Ившина рассказала о проекте, предложенном издательством «ЭКСМО-АСТ», который называется «Библиотека – Издательство – Магазин». Проект предполагает размещение на территории библиотек книжных магазинов. В качестве процента библиотеки от этого получают новые книги в свои фонды. Впрочем, по словам Ившиной, очереди из ульяновских библиотек на участие в этом проекте пока нет.

Кроме того, программа включает такие пункты, как поддержка книгоиздания, литературных журналов и литературных страниц районных газет, развитие книготорговой инфраструктуры, развитие полиграфического производства книг на территории Ульяновской области, участие в международных и всероссийских проектах по развитию чтения и организация международных, всероссийских, окружных, региональных литературных, книжных форумов, фестивалей, конкурсов.

Программу можно почитать здесь

«Читающее детство»

Помимо этой программы в регионе также разработана региональная программа поддержки юношеского чтения «Читающее детство». Директор детско-юношеской библиотеки имени Аксакова Татьяна Кичина рассказала, что программа включает шесть основных направлений – популяризация детского чтения, развитие инфраструктуры, развитие кадрового потенциала, изменение в общественном сознании ценности и значимости чтения в жизни детей, поддержка детского книгоиздания.

Юлия Узрютова. Фото автора

Читать дальше:

Оцените новость: