Яндекс.Метрика

Нормативы из воздуха: рост тарифов ЖКХ неизбежен

Попытка губернатора подменить собой федеральный закон закончилась провалом. В результате ульяновцам все-таки придется платить за общедомовые нужды по нормативам, которые в регионе одни из самых высоких в России. Региональный Минэк разработал новые, но… Политическое решение об отмене ОДН оборачивается все новыми и новыми проблемами.

Десять дней назад Госдума рассматривала в первом чтении законопроект, позволяющий легализовать практику расчета коммунальных расходов на общедомовое имущество в многоквартирных домах путем вычисления разницы между показаниями общедомового и индивидуальных счетчиков. При этом Ульяновская область опередила законодателей. Как мы уже писали, решение, которое законодатели лишь только обсуждали, в Ульяновской области уже умудрились к тому времени принять, подменив федеральный закон распоряжением губернатора.

Бумага начала ходить. Область направила распоряжение городу, город скинул указания в РИЦ: вести перерасчет январской платы за содержание общедомового имущества исходя из показаний приборов учета. Как выяснил УФАС, это было еще в феврале, то есть почти за два месяца до того, как соответствующий законопроект начал рассматриваться в Госдуме.

Распоряжение в итоге оспорил «Симбирский дом». Антимонопольщики встали на сторону управляющей компании и признали всю эту цепочку бумаг незаконной, напрямую нарушающей Жилищный кодекс (ЖК).

Дело в том, что ЖК с 1 января предусматривает лишь один способ расчета — по нормативам, которые должны устанавливать регионы. Как мы выяснили, в настоящий момент нет не только адекватных нормативов, но и официальных методик их расчета. При этом действующие в регионе нормативы в Госдуме признали одними из самых высоких в России.

На этом неприятном фоне, буквально за день до первого рассмотрения законопроекта в Государственной Думе, который теоретически позволит сделать распоряжение губернатора законным, региональное Министерство экономики объявило о начале разработки новых, правильных тарифов. И это, как мы уже писали, в условиях, когда нет не только методики определения самих нормативов, но и правил расчета по ним. Нет, опять же, на федеральном уровне, что исключает местячковое решение проблемы путем издания очередного распоряжения губернатора или приказа министерства.

Жители могут получить право вообще не оплачивать расходы на содержание общедомового имущества.

Еще по теме:

Областной Минэк обещал окончательно (с обсуждением) разработать нормативы до 15 мая, а принять их регионы должны до 1 июня. Как их разрабатывать и принимать в условиях, когда нет никакой нормативной базы? Этому вопросу и было посвящено очередное заседание Комитета ЖКХ в Законодательном собрании Ульяновской области под предводительством депутата ЗСО Геннадия Антонцева. Мы посетили его для того, чтобы выяснить, как регион будет выкручиваться из сложившейся непростой ситуации, в которой оказались и другие регионы, также вынужденные рассчитывать нормативы собственными силами.

Законодательное собрание области решило пойти по официальному пути и обратилось за разъяснениями в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, но оттуда поступили только формальные ответы.

18052895_10211675969567857_852231272_n

Впрочем, отсутствие четкого понимания того, как и что считать, не стало препятствием для регионального Минэка. Глава департамента по регулированию цен и тарифов ведомства Сергей Ципровский в своем докладе представил результаты предварительного расчета нормативов для Ульяновской области. Как же удалось осуществить этот расчет?

По словам господина Ципровского, не имея другой формулы, кроме той, что имеется в измененных недавно Правилах определения нормативов коммунальных услуг, утвержденных Правительством РФ еще в 2006 году, департаменту пришлось воспользоваться именно ей. Однако, Геннадий Антонцев в очередной раз поставил под сомнение законность подобных расчетов, в основу которых легли статистические данные потребления за 2016 год по многоквартирным домам, запрошенные региональным Минэком у управляющих компаний, в «Ульяновскэнерго» и в РИЦе. По этим данным ведомство и рассчитало «среднюю температуру по больнице», которую и предложило взять за основу нормативов.

В итоге выяснилось, что практически по всем позициям наблюдается существенное снижение значений нормативов, хотя к реальности этот факт имеет весьма косвенное отношение. Причина – в формулах, которые использовались при расчетах.

Итог сомнительных расчётов ясен — нормативы оказываются заниженными, причем существенно.

Еще по теме:

Расчеты по этим формулам имеют прямую зависимость от количества жителей МКД и площадей общего имущества в нем. Например, нормативы по воде рассчитываются по формуле: N=0,09*K/S, где: 0,09 расход холодной(горячей) воды на общедомовые нужды, K-численность жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив, S – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах. При этом господин Антонцев пояснил Улграду, что в том документе, на который ссылается Минэк при расчетах, этой формулы нет.

Тем не менее, итог сомнительных расчётов ясен — нормативы оказываются заниженными, причем существенно. Единственное объяснение этому, которое нашлось у Минэка, свелось к тому, что количество жителей на территории Ульяновской области не изменилось, а площадь многоквартирных домов увеличилась. По словам Геннадия Антонцева, эта аргументация не выдерживает никакой критики, так как в такие короткие сроки невозможно было качественно собрать эти данные.

18035454_10211675969607858_1742049005_n

Казалось бы, снижение — это не повышение, жителям области можно спать спокойно: глобального повышения цифр в платежках по рассчитанным нормативам ожидать не приходится. Но это не совсем так.

Управляющие компании считают, что рассчитанные непонятным образом нормативы приведут к накоплению очередных долгов ввиду того, что показания счетчиков будут выше нормативов. Это неизбежно приведет к появлению выпадающих доходов, не говоря уже о потенциальной возможности полной потери законного сбора платежей с населения за общедомовые нужды по причине того, что новые нормативы могут быть отменены прокуратурой или судом по формальному признаку. То есть, теоретически жители могут получить право вообще не оплачивать расходы на содержание общедомового имущества. Понятно, что управляющие компании в подобной ситуации не будут проявлять зачатки меценатства и все-равно найдут способ собрать деньги, причем без оглядки на заниженные нормативы.

Чего же ждать? Пока неизвестно. Москва молчит, а регионы с опасением ждут 1 июня, когда новые нормативы придется все-таки принимать. Вполне возможно, что к этому моменту будут приняты и изменения в Жилищный кодекс, которые вернут возможность оплаты по «старому-новому» принципу расчета по показаниям счетчиков. Понятно лишь, что политическое решение отмены ОДН ради выполнения властных обещаний, рискует обернуться серьезными проблемами, исход которых вовсе не гарантированно будет позитивным для кошельков ульяновцев.

Тарас Евченко

Читать дальше:

Оцените новость: