Яндекс.Метрика

От “Стрелки” к выстраиванию по струнке: как власть собралась формировать комфортную городскую среду

Городской среды нет, так как нет городов. Граждан нет, так как нет государства. Зато есть федеральная приоритетная программа по формированию комфортной городской среды, предусматривающая «вовлеченность граждан в реализацию проектов по благоустройству». Как это вообще может работать?

Сейчас администрация Ульяновска и региональные власти судорожно принимают необходимые документы для участия в приоритетном федеральном проекте по формированию комфортной городской среды, запущенной в конце прошлого года. Аналогичную активность проявляют и другие регионы. Причина проста — на носу срок выделения федеральных субсидий, которые должны быть распределены по регионам до 1 апреля. На кону федеральные деньги для благоустройства дворовых территорий и общественных пространств. В первую очередь — парков. Ульяновск рассчитывает на 117,2 миллиона рублей по линии благоустройства дворов и на 58,6 миллиона на благоустройство парков. Всего же область рассчитывает на 2768307 т.р. на условиях 30% регионального софинансирования.

Программа предусматривает обязательность трудового участия жителей в «программном» благоустройстве.

Еще по теме:

Для этого требуется внести изменения во множество нормативных актов как регионального, так и муниципального уровней. Помимо изменения областных программ и городских правил благоустройства в соответствии с модельными требованиями, необходимо обеспечить и «соучастие общественности», причем на всех этапах реализации проектов, в которых заложены «приоритетные» федеральные деньги. Граждане должны поучаствовать (на уровне собраний жильцов) и при подаче заявки на конкурс, по итогам которого будут отобраны дворы для благоустройства, и оценить его проекты, и поучаствовать в выборе парка для благоустройства, и обсуждать все дизайн-проекты. И так далее. Но самое главное — программа предусматривает обязательность трудового участия жителей в «программном» благоустройстве, что преподносится как первый шаг к идеалу, заложенному в «дорожную карту» программы. Согласно этому идеалу, в светлом будущем горожане (они же граждане) должны заниматься благоустройством самостоятельно за собственные средства, но по типовым проектам, проявляя таким образом гражданскую активность. Иначе — угроза резкого увеличения штрафов за нарушение тех правил благоустройства, которые сейчас спешно принимают российские города в соответствии с федеральными рекомендациями.

Предусмотрен программой и механизм оценки и контроля в виде создания в ближайшее время рейтинга развития городской среды. Естественно, индикативного, интегрального и дигитального. За плохой рейтинг будут спрашивать с местных властей.

Эффективность действий по оформлению бумаг для участия в федеральных программах и обеспечения формальных требований для участия в них в Ульяновской области действительно одна из лучших в стране.

Еще по теме:

Но это будет не сразу, уже после создания и наполнения «Библиотеки образцов благоустройства и озеленения» Минстроя, в которую до конца года каждый из регионов должен предоставить в обязательном порядке по два проекта. Кому «повезло», как Ульяновской области, смогут воспользоваться для создания таких проектов федеральными деньгами — именно в этом смысл глубоко интегрированного в приоритетный проект конкурса Минстроя и «Стрелки» по разработке концепций благоустройства ключевых общественных пространств в 15 городах России. В число этих 15 городов попал и Ульяновск, что позволяет надеяться на то, что «парковый» проект для «Библиотеки» можно будет использовать из числа тех, которые будут назначены победителями этого конкурса. С проектами благоустройства дворов скорее всего будет еще проще — типовую документацию просто «спустят» из Москвы.

Уже из этого ясно, что вся риторика «учета предложений граждан» в совокупностями с «порядками оценки предложений» не имеет ничего общего с реальностью. Если говорить про парки, то, согласно дорожной карте программы, муниципалитеты до 15 апреля должны утвердить лишь порядок рассмотрения «гражданских предложений» по выбору парка для включения в программу, а непосредственно сам «гражданский выбор» должен осуществиться и вовсе до середины лета. Но все это пустое — уже сейчас список территорий для интегрированного с программой конкурса «Стрелки» утвержден. В Ульяновске это парк Дружбы народов и Венец. Формальные бумаги в совокупности с «общественными обсуждениями» выбора ЭТИХ площадок можно ведь оформить и потом.

Для того, чтобы провести конкурс, надо заранее назначить его победителей.

Еще по теме:

С дворами ситуация еще проще. Всё общественное обрамление свелось к изданию администрацией города положения «Об общественной комиссии по контролю и координации за ходом реализации на территории муниципального образования «город Ульяновск» приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Документ предусматривает прямое назначение (постановлением главы города) общественностью из числа муниципальных служащих, представителей политических партий и «иных лиц», а сам «адресный перечень» дворов – «победителей конкурса» на благоустройство, как нам удалось выяснить, существует до самого этого конкурса, причем по линии правящей партии. То есть, сработал реально эффективный властный механизм: для того, чтобы провести конкурс, надо заранее назначить его победителей. Или облагодетельствованных партийным проектом. После этого уже можно оформлять уже принятые решения в требуемые бумажки. Что город и сделал.

Иначе говоря, еще до получения субсидий город и регион подготовились к их правильному осваиванию, то есть к выполнению формальных требований приоритетной программы. При этом подготовились достаточно хорошо и эффективно, мы проверили — такой скорости принятия требуемых бумаг не показал ни один из соседних регионов. Уже в марте город разработал и проект изменений в правила благоустройства, и выпустил постановление о мерах реализации приоритетного проекта, разработал и опубликовал положения о необходимых «общественных» комиссиях и о конкурсе дворов (т. е. адресного перечня) и так далее. Регион в свою очередь оперативно принял требуемые изменения в областную программу развития архитектуры и разработал и подписал бумажки о распределении субсидий муниципалитетам. Эффективность действий по оформлению бумаг для участия в федеральных программах и обеспечения формальных требований для участия в них в Ульяновской области действительно одна из лучших в стране — под каждую программу либо выделяется специальный советник губернатора либо формируется проектный офис, которые и занимаются исполнением требований и имитацией «гражданских» процедур.

Городам раздают деньги для ремонта дворов и парков, который можно представить как заботу власти на местах о ресурсополучателях.

Еще по теме:

Можно ли считать, что подобная имитационная функциональность региона является исключением? Вовсе нет! Прочитав документацию и дорожные карты приоритетного проекта, у нас сложилось впечатление, что и сами разработчики лишь обернули в модную «общественную» риторику привычные административные механизмы, отлично понимая как все будет работать на деле. Например, участие в виде «общественности» «представителей политических партий» прописано на федеральном уровне, а все механизмы программы в совокупности говорят не о выстраивании некой поддержки «средовых» инициатив горожан, а о вполне жестком механизме планового благоустройства по типовым проектам. Без «пряников», но с «кнутом» в виде прописанной системы наказаний за отступление от типового канона благоустройства. Москва в пример. Соответственно, и сама «городская среда» в этом разрезе не может быть рассмотрена как объект изменения. Это субъект, который создается самой программой с помощью жестких требований, формализованных в итоге в виде «рейтинга благоустройства городов». Понятно, что даже теоретически абстрактная активность горожан по благоустройству в этих рамках превращается не в право, а в жесткую обязанность благоустраивать под угрозой наказания за нарушение типовых правил благоустройства, фактически единых для всех муниципалитетов страны.
Всю эту риторику конкурсов, общественности, городской среды, активностей, городских идентичностей и прочих красивых слов из программы, в преддверии грядущих президентских выборов можно вообще понимать крайне просто — городам раздают деньги для ремонта дворов и парков, который можно представить как заботу власти на местах о ресурсополучателях.

Читать дальше:

Оцените новость: