Яндекс.Метрика

Виртуальные долги за виртуальные ресурсы: как устроена система ЖКХ

02 марта 2017 Аналитика Dinika

В конце прошлого года ульяновское ЖСК «Комплекс» было признано банкротом. Общий долг ЖСК только перед «Т-Плюс» превысил 100 миллионов рублей. На днях на 38 миллионов в очередной раз пополнилась и «копилка» ГУК Засвияжского района. Общие же долги управляющих компаний Ульяновска каждый год превышают полмиллиарда рублей. Но все работает: УК меняют названия, добавляя к ним очередные «Плюс» или название района, ресурсники жалуются на неплатежи, но отнюдь не нищенствуют.

жкх

Подобная ситуация сложилась далеко не только в Ульяновской области. Так, в октябре 2016 года заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис в своем интервью ТАСС озвучил общую сумму долгов УК перед ресурсниками – 1,86 триллиона рублей.

Каждый год российское законодательство в сфере ЖКХ претерпевает разного рода изменения, однако все эти изменения на практике не только не упрощают взаимоотношения собственников жилых помещений, управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, но и зачастую ведут к дальнейшему усложнению.

Еще по теме:

Отправной точкой начала неуклонного роста долгов управляющих организаций перед РСО явилось постановление Правительства РФ № 345 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 6 мая 2011 года. В этом постановлении впервые появилось понятие “общедомовые нужды (ОДН)” и порядок расчета начислений по этой статье. В итоге вся разница между установленными для жителей нормативами и потребленными многоквартирным домом ресурсами легла на плечи управляющих компаний.

Одновременно с этим не было создано никакого адекватного механизма для стимуляции собственников по установке индивидуальных и общедомовых приборов учета. В ст. 13 ч. 5 закона об энергосбережении было обозначено, что “собственники жилых помещений обязаны обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию”. При этом предлагалось несколько вариантов процедуры установки приборов учета: собственники могли решать этот вопрос самостоятельно на общем собрании, управляющая организация могла выходить с предложением об установке прибора учета к собственникам, и, в конечном итоге, если до 1 июля 2012 года прибор так и не был установлен, то ресурсоснабжающая организация должна была выступить с предложением к управляющей организации. Однако, данный механизм так и не начал полноценно функционировать.

Жители МКД отказывались от установки приборов учета без капитального ремонта сетей, боялись снижения качества услуг, не допускали в подвальные помещения и т.п. Все это было следствием слабой работы с населением и разобщенности всех участников процесса: собственник воюет с управляющей организацией, ресурсник воюет с управляющей организацией, а управляющая организация воюет и с теми и с другими.

Всего 7% муниципального жилья формирует 40% всех долгов.

Еще по теме:

Как нам пояснил председатель комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Геннадий Антонцев, отсутствие четкой формулировки в законодательстве, крепкой политической воли (в Чувашии этот вопрос решили силами администрации централизованно еще в 2007 году), а также недостаточное чувство ответственности непосредственно у собственников жилых помещений привело к тому, что до сих пор существует проблема отсутствия общедомовых приборов учета на многих многоквартирных домах. Также повлияло то, что по закону собственников невозможно привлечь к ответственности, а все долговые обязательства ложатся на плечи управляющих организаций.

Ресурсоснабжающие компании тоже не слишком заинтересованы в решении вопроса – повышенные платежи для них не являются проблемой – начисление по нормативам в большинстве случаев выгодней. Причина проста — в этом случае за один и тот же объем ресурса можно получить больше денег: значительная часть ресурсов, учтенных в нормативах, оказывается виртуальной.

С точки зрения закона все предельно верно, и ресурсоснабжающая организация спокойно обращается в суд с требованием выплаты долга к управляющей компании. Управляющей компании денег взять негде, собрать с жителей их невозможно, ибо в реальности этот ресурс поставлен не был.

Собственник воюет с управляющей организацией, ресурсник воюет с управляющей организацией, а управляющая организация воюет и с теми и с другими.

Еще по теме:

По словам мастеров, обслуживающих многоквартирный фонд в Подмосковье, где проблема со счетчиками была решена полностью, эта разница может оказываться кратной. В качестве примеров нам приводятся случаи возникновения начислений по нормативам в течение нескольких дней, когда счетчики, например, еще не успели пройти очередную поверку, но продолжают работать. Разница объемов по нормативам и по факту (по работающему счетчику) в этом случае может доходить до трехкратной, что подтверждается и попытками судебного оспаривания подобных ситуаций, а также разбирательств, связанных с нормативами. Получается, что в подобных случаях виртуальной может оказаться как минимум половина оплаченных жильцами ресурсов. Ульяновск здесь не исключение.

Можно привести простой пример: житель вылил и заплатил по счетчику управляющей организации за один литр воды, а с управляющей компании ресурсоснабжающая организация выставляет счет за три литра. Таким образом возникают 2 литра несуществующей воды с реальной стоимостью.

Вроде бы 85% жилья приватизировано, однако эти собственники не готовы решать вопросы и нести ответственность за управление своим имуществом.

Еще по теме:

Удивительно, но попыток оспаривания нормативов или инициирования судебных разбирательств, связанных с явным несоответствием объемов поставленных ресурсов размерам оплаты, со стороны самих жильцов МКД весьма немного. Причину подобной ситуации господин Антонцев видит в том, что институт ответственного собственника не сформирован. Вроде бы 85% жилья приватизировано, однако эти собственники не готовы решать вопросы и нести ответственность за управление своим имуществом, то есть как собственники в западном понимании себя не ведут вовсе.

Наиболее показательная ситуация сложилась с нанимателями муниципального жилья, которые и вовсе по большей части ведут себя как ресурсополучатели. Так, в Ульяновске, по словам господина Антонцева, всего 7% муниципального жилья формирует 40% всех долгов. При этом жестко прописанного в законе механизма привлечения к ответственности нанимателя муниципального жилья не существует, а сами муниципалитеты не участвуют в процессе управления жильем, хотя имеют весомый голос на собраниях. Более того, ульяновские власти до сих пор просто не знают, сколько в городе муниципальных жилых площадей, а управляющие компании зачастую эта ситуация не интересует. Или устраивает. Несмотря на неплатежи.

Управляющие компании просто вынуждены накапливать долги.

Еще по теме:

Дело в том, что в описанной ситуации управляющие компании просто вынуждены накапливать долги — многие жильцы платят по счетчикам, а ресурсники начисляют по нормативам. Разница ложится на управляющие организации даже при хорошей платежной дисциплине жильцов. Но и идеальная ситуация — когда счетчики установлены и на доме, и у всех жильцов, – не панацея от образования долгов даже несмотря на то, что оплата ресурсов, затраченных на общие нужды, до недавнего времени ложилась на плечи собственников по простому алгоритму ОДН: как разница между показаниями индивидуальных и общедомовых приборов учета.

Возникла абсурдная ситуация, когда при расчете по новым методикам появляется долг за несуществующие и непотребленные ресурсы.

Еще по теме:

С принятием постановления Правительства РФ № 1498 от 24.12.2016 «общедомовые» ресурсы лишились реального подкрепления в виде показаний приборов учета и стали полностью виртуальными. Раздражающая население надпись «ОДН» в платежках исчезла, а платежи просто перевели в другую статью расходов с другим названием. Возникла абсурдная ситуация, когда при расчете по новым методикам появляется долг за несуществующие и непотребленные ресурсы в случае, если нормативы оказываются выше, чем разница между показаниями счетчиков. Если они есть. Разница достается управляющим организациям.

Которые, тем не менее, продолжают накапливать долги перед ресурсниками: кто-то из-за переизбытка «виртуальных» ресурсов (особенно в жилье старого фонда без счетчиков), кто-то из-за очевидного желания «хапнуть», кто-то из-за массовых неплатежей. Но это мало кого смущает — муниципальные управляющие компании годами живут с миллиардными долгами, а многие частные заняты постоянным собственным банкротством, сопряженным с образованием компаний-клонов (Например, ООО «Управляющая компания Жилстройсервис» превратилась в ООО «УК Жилстройсервис», а затем в ООО «УО Жилстройсервис»). Так уходят от долгов, в первую очередь перед ресурсниками, которые активно пытаются их взыскивать, доводя частные компании до банкротства, а муниципальные и государственные (которых банкротить бесполезно) заставляя постоянно клонировать банковские счета, на что все закрывают глаза несмотря на сомнительную законность этой практики.

Если верить публичной отчетности большинства крупных ресурсноснабжающих компаний, ресурс они поставляют практически с близкой к нулевой прибылью, чудом сводя концы с концами.

Еще по теме:

При просуживании долгов УК одним ресурсником страдают и другие: если по судебному решению теплоснабжающей организации у управляющей компании арестовали счета, то поставщик электричества или воды тоже не получат никаких денег.

Здесь скрыт парадокс. Если верить публичной отчетности большинства крупных ресурсноснабжающих компаний, ресурс они поставляют практически с близкой к нулевой прибылью, чудом сводя концы с концами. С учетом гигантских неплатежей, взыскать которые невозможно, удивляет, как они вообще могут продолжать генерировать ресурс. Про модернизацию производства и вовсе не может идти речи.

Одни работают с виртуальными ресурсами, а другие — с виртуальными долгами. Увы, но подобная виртуализация не распространяется на жильцов — виртуальные платежи караются…

Еще по теме:

Государство вмешалось. В декабре 2016 года были приняты поправки в закон “О теплоснабжении”. Новый закон предполагает переход от нынешней модели государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения к модели установления “предельной цены” тепловой энергии для конечного потребителя. В модель ценообразования вводится понятие “Альтернативной котельной”. Стоит отметить, что обсуждение этого вопроса началось еще в 2012 году, и тогда впервые это понятие появилось в постановлении ПРФ от 22.10.2012 № 1075. В этом постановлении альтернативная котельная представляет из себя инструмент определения типовых технико-экономических параметров работы источников тепловой энергии. В итоге во главу угла ставится принцип установления тарифа на уровне “необходимой валовой выручки”. По сути предлагается строить новые отдельные от центральных сетей частные котельные с энергоэффективным оборудованием с известным сроком окупаемости проекта. Если нынешний тариф для потребителя превышает размер “тарифа альтернативной котельной”, то предлагается заморозка тарифа до момента, пока эти величины не сравняются. В случае меньшего размера тарифа предполагается увеличение до цены “альтернативной котельной”. Из всего этого не трудно понять, что потребитель в этой истории находится далеко не на первом плане. Реальные объемы потребленных ресурсов вновь предлагается заменять нормативами, что приводит к дальнейшей виртуализации. По задумке законодателей, подобный подход должен действенно решить проблему в части теплоснабжения.

Но реальность и пресс-релизы тех же ресурсников показывают, что им удается неведомым образом существовать и модернизироваться. То же касается и многих управляющих организаций, которые вполне успешно обслуживают жилой фонд, существуя с астрономическими долгами и арестованными счетами. В теории такого быть не может, а на практике ситуация является обыденной. Объяснение напрашивается само-собой: одни работают с виртуальными ресурсами, а другие — с виртуальными долгами. Увы, но подобная виртуализация не распространяется на жильцов — виртуальные платежи караются…

Тарас Евченко

Читать дальше:

Оцените новость:
  • (9 голосов, средний: 5.00 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...