В 2005 году город Сенгилей нарекли блинной столицей Поволжья, а в 2007 году в его центре установили памятник блину. К его открытию был приурочен и региональный Масленичный фестиваль. С тех пор в Сенгилее Масленица широко отмечается, а легенда о “120 уникальных рецептах блинов” гуляет по СМИ. Мы поехали на праздник Масленицы в Сенгилей для того, чтобы выяснить истоки и степень реальности “блинно-столичной” легенды.
Официальная “блинная” легенда Сенгилея основана на неком предании, никаких документальных следов которого нам найти не удалось. Это предание гласит, что в начале основания города между жителями различных слобод Сенгилея постоянно возникали перепалки, которые традиционно прекращались именно на Масленицу. Символом примирения при этом выступал блин, который, таким образом, стал в городе символом дружбы. Традиция постепенно закрепилась, и хозяйки стали соревноваться в рецептуре блинов между собой, что и привело к появлению уже хрестоматийных “120 рецептов”.
Там и поселились белоярские захребетники “Васька Рыбников сотоварищи” в статусе казаков.
Еще по теме:
Исторические факты вносят определенные коррективы в эту красивую легенду, которую отрицает само название города. Наиболее вероятная история возникновения названия “Сенгилей” восходит своими корнями к селу Исен-гили недалеко от Камского устья, жителям которого были даны в начале XVII века земли возле устья Черемшана, вблизи нынешнего села Белый Яр. В 1865 году поселение служивых людей из Исен-гили в левобережье было разорено башкирами. Восстание было подавлено войсками, а жителям разоренного Белого Яра были предоставлены земли между нынешними речками Тушенка и Сенгилейка в правобережье. Там и поселились белоярские захребетники “Васька Рыбников сотоварищи” в статусе казаков.
Очевидно, что особо делить им было нечего, а возможные перепалки могли возникнуть лишь несколько позже – тогда, когда в Сенгилей были переведены из Москвы солдаты Бутырского полка, которые основали в городе Бутырскую слободу. Затем, уже при Петре I, в городе появилась и еще одна слобода – Выборновская, основанная очередными переведенцами, на этот раз из московского выборного полка. Таким образом, момент основания города и возникновение условий, описанных в легенде, разделяют не менее 30 лет.
Реальные условия для появления легендарных блинных традиций в Сенгилее появились лишь в начале XIX века.
Еще по теме:
Есть и еще один важный момент, ставящий под сомнение блинные традиции Сенгилея в период до середины XVIII века, когда сенгилеевские казаки были переведены в пахотные солдаты – приписка к Симбирскому казачьему войску, что подразумевало примирение вовсе не блинами на Масленицу, а волей воеводы. Согласно тогдашним уставам, любые перепалки служивых разбирались именно воеводой, а заканчивались чаще всего вовсе не поеданием блинов, а батогами.
Реальные условия для появления легендарных блинных традиций в Сенгилее появились лишь в начале XIX века. Тогда из северных губерний, страдающих от недостатка хлеба, в хлебосольный Сенгилей переселилось несколько семей. Занялись переселенцы в городе ремеслами – вялением сапог и изготовлением колес. Изделиями торговали самостоятельно, обустраивая лавки, где и возобновили северную традицию угощать покупателей. Введу тогдашней дешевизны хлеба в приволжском городке и могли появиться в качестве такого угощения блины.
В легенду попросту были вписаны результаты празднования Масленицы в 2006 году.
Еще по теме:
А вот со 120 рецептами их приготовления ситуация намного проще – в легенду попросту были вписаны результаты празднования Масленицы в 2006 году. Именно тогда перед губернатором сенгилеевцы накрыли столы со 120 видами блинов, а глава региона подарил горожанам гигантскую сковороду, на которой запекли метровый блин. Так и появилась легенда со всеми своими подробностями. Которая, впрочем, зажила своей жизнью, что подтверждает и празднование нынешнего года.
На подъездах к Сенгилею вереница машин, которую трудно обогнать на двухполоске. Оказалось, что все едут на Масленицу. Центр Сенгилея в итоге, как и в предыдущие годы, наполнен толпами гуляющих, а подъезды заставлены машинами.
Все ждут главного события – сжигания грудастого чучела Масленицы.
На сцене выступают подведомственные региональной отрасли культуры народные коллективы, а местная молодежь втихаря употребляет пиво, скрывая его в специальных пакетах – местная торговля подготовилась к празднику.
Кое-кто угощается и блинами, но наибольшая очередь выстроилась к шашлычникам.
На задворках нашлось и сено для чучела.
А также инновационный способ приготовления шашлыков с помощью газовой горелки.
Наконец дело доходит и до главного события – сжигания чучела.
Праздник закончился, народ разбегается, а торговцы начинают собираться, одновременно закусывая оставшимися блинами. Эх, Масленица!
Читать дальше:
- Владимир Гуркин расскажет о Симбирске в 17 веке
- Они строили заводы, жилье, вокзалы, Мемцентр. 100 лет Владимиру Васильеву
- «Рукоплескания действуют опьяняюще на учащихся»
- Решают, делать ли горадминистрацию памятником
- Смотрины: пометили исторический центр Ульяновска