Ровно два года назад мы посетили крупное поселение родовых поместий в Барышском районе. Живо ли оно до сих пор? Мы решили проверить и снова отправились навестить поклонников идей Анастасии.
«Найти поселение непросто, места в 30 километрах от Барыша глуховатые. Созваниваемся в поселенцами, и с помощью жителей соседнего села находим нужный поворот. Ориентир — православный крест, хотя к поселению он (по понятным причинам) не имеет никакого отношения. Дорога расчищена грейдером, место для разъезда лишь одно. Там нам навстречу попадается уазовская «буханка», которая отвозит детей поселян в школу соседнего села.
С горы открывается вид на разбросанные по большой поляне среди леса дома различной степени обихоженности — от краснокирпичного коттеджа в три этажа до сооружений из старых срубов и рекламных баннеров. Это и есть поселение родовых поместий» – писали мы два года назад.
В чести у поселенцев философия «пространства любви» на родовом гектаре.
Еще по теме:
- Губернатору покажут звенящий кедр
- Как это устроено. Советский кинопроектор, пленка и цифра
- Хирург Александр Залдостанов в Ульяновске: «Мы можем существовать только как империя»
- Чулпан Хаматова в Ульяновске: о Серебренникове, Сенцове, трех дочерях, работе и фонде «Подари жизнь»
- «Стоим в какой-то вдребезги разбитой деревне. Даже собак на пепелище нет»
Напомним, что тогда нам удалось в самом начале марта застать людей и выслушать рассказы о философии поселения, о важности экологии, а также вообще о движении, появившимся на свет благодаря литературному персонажу сибирского коммерсанта Владимира Мегрэ Анастасии. Тогда в поселении было лишь несколько домов разной степени готовности, но не было ни электричества, ни газа. Современные коммуникации не отвечают канонам движения, равно как и общепринятые подходы к жизни. В чести у поселенцев философия «пространства любви» на родовом гектаре.
Два года назад «пространство любви» в поселении зимой строило четыре семьи, причем приехавшие из самых разных мест — начиная с местного жителя, основателя поселения Павла Липпа, заканчивая переселенцами с Украины. Случайных людей в поселении не было — все исповедовали «идеи Анастасии» и с верой говорили о важности родной земли, любви, экологии, соблюдении баланса между взятым от природы и отданным ей, о вреде современных технологий и коммуникаций и так далее.
«Первые пару лет все в эйфории, оптимисты, живут в обнимку и так далее. Потом они осознают, что всё совсем не так просто, белочка орешки не приносит, а соседи не люди-боги. Начинается отрезвление и озлобление. Потом они ссорятся между собой и вообще атомизируются. Очевидно, что на этих двух этапах многие уезжают» – рассказывает нам аналитик ВШЭ Артемий Позаненко, изучающий подобные места. На этом фоне мы и решили заново посетить экопоселение.
Опять православный крест, опять расчищенная дорога, опять указатель «Колыбель». Выходим из машины и проторенной тропой идем к гостевому дому, где два года назад нас принимали как гостей Павел Липп и другие поселенцы.
Вокруг никого. В одном окне мелькнуло женское лицо, но тут же скрылось. Проходим несколько сотен метров — дома в поселении разбросаны далеко (у каждого свой заветный гектар), и подходим к дому Липпа, который за два года значительно расширился и оброс хозяйственными постройками. В сарае сзади дома виднеется борт «уазика».
Стучим в дверь, никто не открывает, идем обратно. Тут и появляются люди — трое бородатых мужиков с топором идут навстречу. Мужики явно насторожены, а мы оцениваем силы — четверо против трех. Зря — через минуту осторожного разговора один из поселенцев нас узнает по позапрошлогоднему визиту.
«На ловца и зверь бежит»
Еще по теме:
- Губернатору покажут звенящий кедр
- Как это устроено. Советский кинопроектор, пленка и цифра
- Хирург Александр Залдостанов в Ульяновске: «Мы можем существовать только как империя»
- Чулпан Хаматова в Ульяновске: о Серебренникове, Сенцове, трех дочерях, работе и фонде «Подари жизнь»
- «Стоим в какой-то вдребезги разбитой деревне. Даже собак на пепелище нет»
«На ловца и зверь бежит» – сообщает он остальным, напоминая, что только недавно они рассуждали на тему того, что неплохо бы про «Колыбель» написать. Мы не отказываемся и просим показать построенное. Сделать это вызывается Андрей — здоровый бородатый мужик за сорок из тех, которые всегда полны энергии.
Андрей сам из Самарской области, живет в поселении уже давно. Сообщает, что в прошлый визит мы его просто не застали, и ведет нас к ручью, показывать ледник в ручье с «огоньком», проще говоря, — хренодером. Холодильников нет, родник лучше, хренодер не портится, в следующем году сделаю ледник крытым — наш собеседник явно гордится своим «природным холодильником».
«С чего, Андрей, живешь?» – спрашиваем в лоб. Рассказывает: торгую с огорода, строю другим поселянам, устроился в школу в соседней деревне, веду кружок славянской культуры — джигитовка и прочее. «Росич», говорит, называется.
«Закончится все тем, что ему морду за такие кружки набьют» – парирует рассказ уроженец одной из соседних деревень. По его словам, именно так в деревнях и заканчиваются все подобные начинания. Поспорить сложно, так как в ответ нам приводится целый список аналогичных случаев: про кружок православной культуры, закончившийся изгнанием попа, который был скрытым баптистом, про школьный театр, созданный молодой учительницей-идеалисткой, который закончился аналогичным образом и так далее. «Деревенские «самодеятельности» не любят».
Но пока кружок живет, а Андрей явно испытывает гордость от посвящения детей в славянскую культуру джигитовки. Шашкой махать действительно непросто, требуется навык и хорошая форма — мы попробовали.
За ручьем предмет гордости Андрея — недостроенный круглый дом, который возводят для одного из поселенцев, арендовавшим землю на отшибе от остальных. Фундамент, как и у всех поселенцев, экологичный — дубовые пни, пропитанные отработкой. Каркас — доска с ближайшей пилорамы, обшивка — шпунтованная доска оттуда же. В середине дома циркулярка, рядом бензогенератор. «Без этого никак» – признается Андрей.
«Строительство у них — это одна из любимых тем» – поясняет Артемий Позаненко. Это действительно так — многочисленные форумы и группы «анастасиевцев» кишат обсуждениями экологичности того или иного способа строительства наравне с разговорами про передовые агротехнологии на своем гектаре. Все это следствие философии самообеспечения с этого самого гектара «по заветам Анастасии».
«Колыбель» в плане подобных технологий показательна — использованы практически все популярные у экопоселенцев нетривиальные способы строительства. Круглый дом тоже оказывается непрост — каркас планируется утеплять эковатой: перемолотой в труху макулатурой, нагнетаемой в каркас с помощью насоса. Это выглядит отступлением от еще одного канона, являющегося следствием из концепции самообеспечения, — строить только из местного материала, но поселянин Сергей, уже живущий в круглом доме, построенном так же, поясняет, что компромиссы неизбежны.
Микрокосмос по каркасной технологии получается сравнительно недорогим: Сергей говорит о полумиллионе.
Еще по теме:
- Губернатору покажут звенящий кедр
- Как это устроено. Советский кинопроектор, пленка и цифра
- Хирург Александр Залдостанов в Ульяновске: «Мы можем существовать только как империя»
- Чулпан Хаматова в Ульяновске: о Серебренникове, Сенцове, трех дочерях, работе и фонде «Подари жизнь»
- «Стоим в какой-то вдребезги разбитой деревне. Даже собак на пепелище нет»
Решаем в это не углубляться, а пытаемся понять главное — зачем строить дома круглыми? Просим Андрея по возможности обойтись без эзотерических объяснений, но не выходит. «А вот вы думали о том, почему храмы строят круглыми?» Ответ: «потому, что круг — это наибольшая площадь при наименьшем периметре стен» явно нашего собеседника не удовлетворяет, а мы решаем не развивать тему дальше, так как уже знаем ответ благодаря «анастасиевским» форумам: сакральность круга и концепция микрокосмоса.
Микрокосмос по каркасной технологии получается сравнительно недорогим: Сергей говорит о полумиллионе. Его круглый дом производит вполне обжитое впечатление несмотря на чудовищную духоту: сочетание конвекционной «буржуйки» с далеко не самыми дышащими стенами из бумаги между двумя слоями паромембраны дает о себе знать. Но это тоже следствие компромисса. Сергея, впрочем, жара радует — по дому он и его маленькие дети ходят босиком.
Идея проста: «там где деревья, там вода». Нет деревьев – нет воды. Значит, надо деревья сажать.
Еще по теме:
- Губернатору покажут звенящий кедр
- Как это устроено. Советский кинопроектор, пленка и цифра
- Хирург Александр Залдостанов в Ульяновске: «Мы можем существовать только как империя»
- Чулпан Хаматова в Ульяновске: о Серебренникове, Сенцове, трех дочерях, работе и фонде «Подари жизнь»
- «Стоим в какой-то вдребезги разбитой деревне. Даже собак на пепелище нет»
О ходе своего строительства хозяин рассказывает в инженерной терминологии, показывая явные познания в физике. Как и многие «анастасиевцы» он «технарь»: инженер-технолог, байкер, 20 лет стажа работы на автосервисе. К идеям Анастасии Сергей пришел из не менее известного движения КОБ. Там дошло и до политики — бывший инженер возглавлял региональное отделение партии «Единение», созданной «кобовцами». В итоге разочаровался и решил сажать деревья для того, чтобы восстановить природу. Идея проста: «там где деревья, там вода». Нет деревьев – нет воды. Значит, надо деревья сажать. Начал Сергей как раз с окрестностей своего круглого дома, освещаемого светодиодными лампочками, запитанными от двух аккумуляторов.
Рядом находится более каноничное строение — весьма основательная круглая баня из соломы с глиной. Андрей рассказывает о технологии — укладываем слоями, проливаем, прижимаем, строим. Дешево и сердито, впрочем, только формально — внутри баня обшита дорогой толстой липовой обрезной доской и снабжена целнокирпичной закрытой печкой-каменкой. «Хозяин строит основательно, уже не молод» – поясняет Андрей.
Столь же основательно хозяину Андрей с товарищем строили и погреб: бетонные блоки, раствор, кирпичный полукруглый свод. Собеседник поясняет: в этом случае конденсат стекает на стены, и содержимое погреба лучше сохраняется. «А это важно, мы же вегетарианцы».
На фоне такого солидного строительства, в котором концепция «близости к природе» явно не удешевляет, а удорожает результат, дом самого Андрея выглядит намного скромней. Это простой небольшой каркасник, обшитый деревянными плитами и утепленный банальной минватой. По-видимому, цель была простой, – построить как можно дешевле. Так и было — Андрей говорит, что дом удалось построить за средства материнского капитала. Оказывается, за минувшие годы многие поселенцы умудрились оформить строения как ИЖС и даже получить почтовые адреса. Улица, правда, пока одна — Родная. Впрочем, условная — зимой разбросанные вокруг дома связывает лишь цепь тропинок.
В этом году в «Колыбели» зимует уже семь семей, причем с маленькими детьми.
Еще по теме:
- Губернатору покажут звенящий кедр
- Как это устроено. Советский кинопроектор, пленка и цифра
- Хирург Александр Залдостанов в Ульяновске: «Мы можем существовать только как империя»
- Чулпан Хаматова в Ульяновске: о Серебренникове, Сенцове, трех дочерях, работе и фонде «Подари жизнь»
- «Стоим в какой-то вдребезги разбитой деревне. Даже собак на пепелище нет»
Наконец находим время спокойно оглядеться вокруг. Домов явно прибавилось, причем хибар из баннеров и старых срубов уже не стало. Справа заложен большой двухэтажный дом из сруба, вдали виднеется странной формы глинобитный дом с еле заметным дымом из трубы, там и тут виднеются обычные срубы. Поселение явно не умерло.
Так оно и есть. Оказывается, в этом году в «Колыбели» зимует уже семь семей, причем с маленькими детьми. Видя такую активность в бывшей деревне, район даже отсыпал до поселения дорогу, а детей каждое утро до ближайшей школы доставляет школьный автобус. Судя по дневникам и тетрадям в домах, которые мы посетили, от домашнего обучения, о котором нам рассказывали два года назад, в «Колыбели» все-таки отказались. И еще не выжил посаженный священный кедр — съели личинки.
«Оставшиеся и “не предавшие мечту” начинают опять потихоньку кооперироваться, но уже на более рациональной и трезвой основе. Дошедшие до этого этапа не разбегаются» – комментирует изменение подхода поселенцев Артемий Позаненко, утверждая, что подобная трансформация неизбежно проходит практически в каждом подобном поселении. Близкие к крупным городам поселения превращаются в банальные дачные поселения, а отдаленные со временем становятся все ближе и ближе к обычным деревням, вплоть до появления центральных коммуникаций, в чем часто заинтересованы и местные власти. По словам представителей местной администрации, «Колыбель» им «на пользу». Это и ученики в школе, и рост числа прописанных, а значит и финансирования, и положительная отчетность по вводу жилья. Да и спрос в местных магазинах и на местную продукцию.
«Реакционистские настроения, пожалуй, усилились. Уход от эзотерики, надежды на родовую энергию и белочек, от мечты о безденежных отношениях и полном единоволии и так далее. Всерьёз задумываются об экономике, о выживании на земле, о самоуправлении» – отмечает актуальные тренды в экопоселениях господин Позаненко. Так ли это в отношении «Колыбели»? Проверим еще через пару лет.
При поддержке фонда социальных исследований «Хамовники».
Читать дальше:
- Губернатору покажут звенящий кедр
- Как это устроено. Советский кинопроектор, пленка и цифра
- Хирург Александр Залдостанов в Ульяновске: «Мы можем существовать только как империя»
- Чулпан Хаматова в Ульяновске: о Серебренникове, Сенцове, трех дочерях, работе и фонде «Подари жизнь»
- «Стоим в какой-то вдребезги разбитой деревне. Даже собак на пепелище нет»