Яндекс.Метрика

Дмитрий Ломовцев: «В этом году будет двенадцать лет, как я начал делать собственные планеры»

17 Янв 2017 Интервью Dinika

В неприметных комнатах на окраине промзоны Ульяновска располагается мастерская, которая производит планеры, которые ценятся по всему миру. Мы отправились туда для того, чтобы побеседовать с владельцем мастерской Дмитрием Ломовцевым, которому удалось не только наладить достаточно технологичное производство, но и фактически создать в России новый класс спортивных планеров.

P1016182

Панельное здание еще советских времен на окраине заволжской промзоны, неприметная черная дверь в темном коридоре третьего этажа без табличек и вывесок. Они не нужны. За дверью располагается мастерская Дмитрия Ломовцева — одного из ведущих мировых экспертов в области одного из классов авиамодельного спорта. Модели разработки Дмитрия продаются по всему миру — их знают и ценят как хоббисты, так и профессиональные спортсмены. Дмитрий с командой делает все — начиная от расчетов аэродинамики и расчёта конструкций планеров, заканчивая производством необходимых деталей из углепластика с помощью самодельных станков и печей и сборкой авторских моделей.

- Как Вы вообще в эту тему попали?

- Я попал в эту тему достаточно давно. Я учился во втором классе школы и ходил мимо авиамодельного кружка каждый день. Не попасть туда было невозможно. Но сначала я года три ходил в ракетомодельный, так как в авиамодельном сначала было все забито, а потом освободилось место в авиамодельном, и я пошел в авиамодельный.

- В соревнованиях уже тогда принимал участие?

- Конечно, с самого начала, 1992-1993 годов. Это был аэроклуб при авиационном институте при политехе, потом он закрылся. Сейчас он существует, но стал досаафовским подразделением.

У нас все педагоги были работниками Авиастара, поэтому мы обладали хорошими технологиями.

Еще по теме:



- Соответственно, под его эгидой соревнования проводились?

- Тогда под разной эгидой соревнования проводились. Это областные соревнования — центра юных техников, тогда я не увлекался глубоко этим.

- К самостоятельному конструированию приступили уже тогда?

- Тогда мы конечно делали все, что педагог нам скажет делать. Но, надо отдать должное, у нас все педагоги были работниками Авиастара, поэтому мы обладали хорошими технологиями. Когда мы делали ракету, мы делали ее по горячей технологии в печи при 120 градусах. Когда приезжаешь на соревнования и показываешь, где у всех из бумаги фюзеляжи накручены, а у тебя углепластиковые, все смотрят с большими глазами.

- Получается, это авиастаровская школа?

- Да, конечно.

- Если качество исполнения моделей такое было высокое, то получается, что и уровень спортивного мастерства был выше, чем в других городах?

- У нас так получилось, что было много людей с разных городов. И у меня по ходу спортивного взросления были друзья, которые учились в других городах: в Самаре, в Казани, в Тольятти. И по мере того, как я развивался, к нам начинали и из других городов ездить.

Первым серьезным успехом я считаю победу на чемпионате России в 2015 году.

Еще по теме:

- Первый серьезный успех в соревнованиях в каком году к Вам пришел?

Вообще, очень поздно, потому что первым серьезным успехом я считаю победу на чемпионате России в 2015 году. Это класс радиоуправляемых планеров — F3K [модели планеров с метательным стартом «с рук» - прим. ред.]. Я был одним из первых, кто начал этот класс развивать в России. Он был новым, он был совершенно не похож на все, что было тогда. Потому, что авиамоделизм — это исключительно технический вид спорта, а в планерах имеют место физические нагрузки. То есть, это полноценный физический спорт.

- Летательный планер — это тот, который полностью кидаешь руками? Никаких приводов, двигателей нет?

- Двигателей нет, но там есть приводы, управляющие закрылками.

- То есть, ты его кидаешь, а дальше он летит сам, и ты закрылками управляешь?

- Да.

- В авиамодельных кружках Вы сразу начали заниматься планерами?

- Да, я сразу начал заниматься планерами, но это были другие – большие планеры по 3-4 метра. Они тоже без двигателя, они затягиваются на леске — 150 метров леска сложенная вдвое, и этими лесками управляются. Там они на лесках 10 минут летают, должны 10 минут продержаться. У нас по другому. Во-первых, планер запускается по другому. Во-вторых, управляется по другому.

P1016167

- То есть, электроника нужна для того, чтобы выправить самолет?

- Да, самолет бросается и таким образом запускается на расстояние до 65 метров.

Интересно, что спорт этот очень доступный. Тебе не нужна никакая команда, все очень маленькое, электроники по минимуму: четыре рулевые машинки, приемник, аккумуляторы. Гироскопы запрещены, любая измерительная электроника запрещена, все основано на пилотском мастерстве.

- Получается, что планер с землей вообще не связан?

- Получается, что да. Получение информации с борта запрещено, только передача на борт при помощи передатчика. Навесным можно управлять как хочешь, главное — чтобы не было никаких гироскопов и прочих приборов.

- Я так понимаю, сложность этого вида в инженерной разработке? То есть, если обычный самолет напихать гироскопами, двигателями, то он в любом случае полетит.

- Да, тут очень много теоретической работы, которая заключается в технических, конструктивных расчетах, которая занимает много времени. У нас есть определенное условие по размеру — 1,5 метра размах планера, то есть нам нужно уложиться в этот размер и получить при этом определенные характеристики по взлету, по управлению.

- Как вы к нужным знаниям пришли?

- Постепенно, я всегда к этим знаниям стремился. Когда я сам начал делать планера, мне стало это интересно. В те времена было очень сложно достать что-то, привозили из Европы профиля, которые обрисовывались.

- Вы образование соответствующее получали?

- Я получил образование уже после того, как все это выучил. Первое образование у меня — это радиоэлектроника в УлГУ, а второе — это как раз самолетовертолетостроение.

- Собственные разработки в каком году начали?

- Вот в этом году будет двенадцать лет, как я начал делать собственные модели. Соответственно, вот этот успех 2015 года — это длинный путь. Очень часто я был близко, 4-5 место я часто занимал на чемпионатах России, но на пьедестал не получалось попасть.

P1016158

Ребенок пошел в модельный кружок, модель сделал за три месяца, а запустить не может. Он должен пойти и зарегистрировать модель в Минтрансе.

Еще по теме:

- А на чем еще основан спортивный успех кроме строения самой конструкции?

- Как и в любом другом виде спорта это состоит из множества факторов. Для начала нужно настроиться, сконцентрироваться как-то, отвлечься от внешней ситуации. На площадке иногда находится по 10-15 участников, плюс у каждого есть помощник, у каждого есть судья – это порядка 45 человек, а еще ходят сочувствующие с фотоаппаратами. Во всей этой толпе нужно как-то запустить, посадить, не задев кого-либо, разработать стратегию полета. К тому же нужно быть в хорошей физической форме, потому что бегать по площадке с планером не просто, нужно еще много усилий прикладывать на бросок. За тур это нужно сделать порядка двадцати раз, а в день мы проводим по 10-12 туров, а еще есть полеты тренировочные. В конце дня ходить уже не можешь.

- А в Ульяновске вы где тренируетесь?

- Здесь просто в поле выезжаем. Теперь уже наверное не будет такой возможности. Весной должны принять закон о регистрации всех летательных аппаратов. Туда все попадает, не только квадрокоптеры, туда попадают даже кордовые летательные аппараты. Даже дети попадают под этот закон. Ребенок пошел в модельный кружок, модель сделал за три месяца, а запустить не может. Он должен пойти и зарегистрировать модель в Минтрансе. Это с одной стороны смешно, но с другой стороны – это подрыв авиамоделизма на корню.

- Но ведь все контролировать невозможно.

- Ну как… Я знаю случаи, когда ко мне подъезжали, чтобы я запускал в другом месте. А если можно будет наказать, то всяко начнут охоту.

Это должно было еще в прошлом году случиться, но из-за того, что движение началось по всем региональным федерациям авиамодельного спорта, федеральная подключилась, удалось как-то затормозить, но сейчас опять ход этому делу дают. Все очень не проработано, ни базы, ни системы нормальной нет.

- В США же проще сделали, там можно через интернет номер проплатить, на борт приклеить, и, если что-то случится, тебя найдут по номеру и накажут.

- В Европе все очень просто. Там же нет таких полей широких как у нас, у них просто много специализированных площадок для авиамоделей, планеров. Пришел, заплатил и летай в свое удовольствие. С малой авиацией то же самое. В 2011 году там проводили соревнования, еще неофициальный чемпионат мира, куда съезжались со всех стран. Просто специальный маленький аэродром, где тренируются в разных направлениях: и планеристы, и самолетчики, и авиамоделисты.

Хоббисты — это процентов 80 от всего числа авиамоделистов.

Еще по теме:

P1016171

- Но эта история наверное ничем не закончится, не будут же мальчиков с самолетиками ловить. Я историю эту слышал только в разрезе квадрокоптеров.

- С них и начали. Это нормальная практика, с них и надо было начинать. Зачастую эти квадрокоптеры не обладают никакой авиамодельной этикой. Их купили любители, которые не знают как летать. Ни один спортсмен не будет подлетать близко к каким-то объектам, аэродромам, потому что у него в самолет вложена куча времени, сил и денег, ему будет жалко, если его модель врежется, упадет где-то и разобьется. Даже обычные хоббисты — они просто боятся летать рядом с аэродромами. А зачастую это именно квадрокоптеры летают.

- А хоббистов много в спорте или нет?

- Хоббисты — это процентов 80 от всего числа авиамоделистов. Профессиональных спортсменов не больше 20 процентов. Кажется, что это маленькие модели, игрушки, но они очень много времени отнимают в плане спорта. Нужна и подготовка серьезная, и тренировки, постоянно нужно куда-то выезжать. Когда я готовился к чемпионату Европы, у меня была очень серьезная подготовка — 4 дня в неделю я тренировался в поле, 2 дня с спортзале, потому что нужна еще и физическая подготовка.

- Основной спрос на модели, которые Вы производите — это спортсмены или хоббисты?

- Наверное, хоббисты. Зависит еще от страны. В России — это примерно 50 на 50, по миру в большей части хоббисты.

- Как вы пришли к идее производства моделей?

- Когда я выступал на соревнованиях, уже достаточно успешно, мои друзья, которые на тот момент уже ездили в Европу, подошли ко мне и сказали, что у меня хорошая модель, не думал ли я производить их. Особенного такого желания не появилось, а потом подумал «а может быть».

P1016177

- Когда это случилось?

- 12 лет назад.

- То есть, собственное совершенствование происходило одновременно с производством?

- Да, я начал этим заниматься достаточно давно.

- А начинали с чего? Сначала с каких-то отдельных деталей?

- Нет, это был целиком планер. Как раз были планера, но тогда еще другой класс — здоровые, класса F3G [моторные – от ред.]. Тогда у нас была еще команда достаточно большая, мы готовились к соревнованиям в ближайших городах. Это было достаточно удобно, эффективно.

- То есть вы начинали производить модели в другом классе?

- Да, тогда этого класса еще не было.

- Другие производители таких планеров в Ульяновске были?

- Нет, их по России, так скажем, совсем немного. Четыре или пять человек. Да и по миру крупных производителей не сильно много. Это узкая ниша.

- А распространялась информация о ваших моделях как?

- На российских соревнованиях, на кубках России неофициальных тогда еще, потому что класс еще проходил регистрацию в Минспорте. Молва так и разносилась. Подходили, спрашивали.

- А до Европы как дошло?

- Так же. Ездили на соревнования в Европу. Естественно, там результатов больших не было, но выезжаешь, делишься опытом, смотришь на других людей… Это всегда интересно.

- А сейчас сколько людей этой работой занимается? Или вы один?

- В сезон — 4-5 человек работает.

P1016174

- А крылья как клеите?

Технология там может и простая, но специфичная. Там фрезеруется пенопластовое ядро для матрицы, потом в матрицу укладывается углепластик, формуется, закрывается и отправляется в печку, в печке все окончательно формуется.

- А как внешний вид придается? Это обклейка или краска?

- Это краска, лак. Оно все красится в матрице, краска наносится прямо в матрице. Даже надписи.

- Просто взяв крыло в руки, я не ожидал такого качества. Оно не то чтобы просто фабричное, это высококачественное изделие. У тех же судомоделистов такого нет.

- Просто у них, не в обиду судомоделистам будет сказано, технология отстала по времени. Сейчас делать модель по деревянному болвану я не буду, но, когда я начинал, у меня был деревянный болван. Потом я понял, что без фрезерного станка с ЧПУ мне делать нечего вообще. Поэтому мне пришлось собрать этот станок и делать на нем все, что мне нужно.

P1016168

- До серийного производства уже доведено или каждое изделие уникально?

- Ну, вообще серийное, потому что форма одна и та же, модели одни и те же. Уникальным может быть усиление крыла или облегчение тех или иных деталей. Тут индивидуальный подход к клиенту. У меня есть знакомый, у которого очень мощный заброс, он так сильно кидает, что у модели ломает крылья, поэтому нужно усиливать крыло в три раза, чтобы ничего там не трещало.

- На сайте у Вас представлено несколько моделей, мы проговорили, что они все делаются по готовым матрицам. Это все Ваши модели?

- Да, это все полностью мои разработки, и все они разные. Самые первые еще были с профилями крыла не моими, но я пытался посчитать аэродинамику крыла, в итоге начал менять профиля в угоду аэродинамике.

P1016156

- Это дорогой спорт?

- Относительно чего? Относительно Формулы-1 — дешевый. Среди авиамоделизма это практически самый дешевый вид. Во-первых, модели очень маленькие. Во-вторых, они очень крепкие. Если ты модель ударил, то она не разрушается. Один самолет даже начинающему пилоту можно мочалить года полтора, а то и два. И электроника. Там нужно минимум электроники: четыре машинки, аккумулятор и приемник.

- Если не секрет, сколько модель в сборе стоит? Для начального уровня?

- Порядка 15 тысяч сам планер пустой и порядка 6-8 тысяч электроника. Если сравнивать с более крупными моделями, где нужен двигатель, горючка, то они стоят раза в четыре дороже, а то и больше. Вообще, люди делают такие модели сами без какой-то определенной подготовки. Хоббисты, которые никогда не ходили в какие-то кружки, не занимались спортом, для них есть много форумов.

- Но ведь для этого нужен определенный набор знаний. Сделать можно что угодно, но оно летать не будет.

- Летать будет. Есть альтруисты, которые выкладывают модели в интернет, выкладывают свои наработки частично, а то и полностью.

Я всегда делал модели в первую очередь для себя и с каждым новым планером выбирал, в какую сторону мне двигаться.

Еще по теме:

- Но у Вас модели покупают, значит есть резервы для наработки аэродинамики? Значит они лучше, чем те, которые все повторяют?

- Вообще, планер — это такой компромисс между определенными характеристиками. Один будет взлетать выше, но летать меньше, другой будет взлетать ниже, но летать дольше. Один будет пикировать лучше, другой делать спираль лучше. Это такой набор характеристик, люди пробуют разные модели и находят для себя что-то более подходящее.

- Каждый вид планера — это набор компонентов, которые подходят под определенную цель?

- Да, моя спортивная эволюция это показывает. Я всегда делал модели в первую очередь для себя и с каждым новым планером выбирал, в какую сторону мне двигаться. Где-то нужно работать над управлением, где-то над взлетом. У меня, например, слабый запуск, поэтому в модели мне нужно, чтобы она хорошо летела с низов.

P1016185

- Нет ли желания расширить производство, начать в какой-то другой сфере, делать модели другого класса?

- Может быть и было, но это не совместимо со спортивной деятельностью, ведь если ты занимаешься только производством, то нужно выйти из спорта на пару лет. А так как я занимаюсь не только модельным спортом, но и другими видами, то пока не получается. Да и не хочется распыляться, хочется быть экспертом в одной области. Гораздо лучше быть экспертом в том, чем ты занимаешься, глубже погрузиться в это, чтобы можно было развиваться, а когда ты и там, и там, и там, то получить развитие, как мне кажется, невозможно.

- Как Вы можете оценить свой уровень экспертизы в своей области?

- Не могу себя оценить. Ну, достаточный.

- Ну, как правило, в отрасли формируется 2-4 эксперта, которых знают все в этой отрасли. Попадаете ли Вы в это число?

- Да, попадаю. Ну, во-первых, я занимался этим классом изначально, потом я долго состоял в профильном комитете при федерации авиамодельного спорта, я был председателем оргкомитета, мы как раз занимались регистрацией этого вида спорта, переводом международных правил на русский, введением в Министерство спорта, собирали методичку по обучению этому виду спорта, и сейчас, самое главное, я являюсь самым результативным спортсменом за прошедший год.

P1016163

- Самый результативный год — это по количеству наград? Этот год был самым успешным?

Да, этот год был очень успешным. Там было второе место на чемпионате южного федерального округа, первое место на всероссийских соревнованиях в Воронеже, второе место на этапе Кубка мира, на Чемпионате России только третье место, первое место в общем зачете Кубка России.

- Спасибо за интересный рассказ!

Читать дальше:

Оцените новость:
  • (6 голосов, средний: 4.83 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...