Валерий Уткин: о Валерии Халилове, о новом амплуа оркестра и первой пластинке

09 Янв 2017 Интервью, Культура Dinika

Изначально интервью с главным дирижером оркестра «Держава» Валерием Уткиным мы планировали посвятить 15-летию коллектива, но в связи с авиакатастрофой, в которой погиб президент Ассоциации духовых оркестров России Валерий Халилов, наш разговор получился немного другим. Валерий Николаевич поделился своими впечатлениями от встречи с Валерием Михайловичем, рассказал о том, как меняется репертуар ульяновского оркестра, а также о гастролях и о подготовке к записи первой пластинки коллектива.

z9F-v36s_P4

Напомним, 4 декабря на юбилейном концерте, посвящённом 15-летию государственного духового оркестра «Держава», президент Ассоциации духовых оркестров России Валерий Халилов вручил главному дирижёру, художественному руководителю «Державы», заслуженному артисту РФ Валерию Уткину сертификат регионального отделения организации.

- В голове сейчас не укладывается все, что произошло. Это первая и последняя работа Валерия Михайловича на посту президента Духового общества. Его только избрали, и первое, что он сделал, – приехал в Ульяновск поддержать наш оркестр. Мы стали вторыми, кто вступил в ассоциацию после саратовцев. Халилов познакомился с нашим оркестром, послушал детский оркестр из Языкова, поддержал его, сказал, что с вероятностью на 90 процентов они поедут в «Артек». Был очень удивлен, что у нас такое место, где старейший оркестр в России еще существует, что отец великого актера Владимира Зельдина Михаил Зельдин был первым дирижером этого духового оркестра из Языкова.

KY_054-zUgs

- Как все интересно переплетается…

- Да.. Он мечтал побывать в Языково, заодно и в Прислонихе. Очень его удивил и наш оркестр. Он очень серьезный музыкант, и видел на своем веку столько разных оркестров! Когда мы ехали с аэродрома, он говорил: знаете, если оркестр мне не понравится, то я не смогу выйти дирижировать. Но после репетиции с нашим оркестром остался очень доволен. Они общались с нашим Губернатором, обсуждали планы на будущее оркестра « Держава». Он оказал горячую поддержку нашему коллективу. И мы так надеялись, что наша дружба будет продолжаться. На следующий концертный сезон наметили творческий вечер В.М. Халилова. Теперь это будет программа памяти. Он, конечно, внёс огромный вклад в наше духовое искусство. Неслучайно сейчас приняли решение его именем назвать военно-музыкальное училище в Москве. Поэтому, конечно, сейчас настроение такое: присутствует некая растерянность. Светлая ему память.

- Но другие оговоренные планы все же осуществятся?

- Обязательно осуществятся! Мне звонили многие музыканты из оркестра, все потрясены. Мы только познакомились, подружились. Он с нашими артистами общался, с музыкантами , которые в армии служат: он им давал советы, рассказывал, какие у них есть права, ответил на их вопросы. Я сказал артистам оркестра : ребята, наша задача сейчас быть достойными таких музыкантов как В.М. Халилов! И это не высокопарные слова! Видите, как получается, что артисты фактически оказываются всегда на передовой! Мало того, что мы просто несем людям свое искусство, которое имеет очень много значений, главное –это духовная пища , без которой человек просто не будет называться человеком. Мы будем работать, продолжать идти к своим намеченным целям, во что бы то ни стало улучшать свое мастерство, расширять репертуар, будем стремиться быть на такой высоте, чтобы не разочаровывать Валерия Михайловича, который успел услышать, увидеть и высоко оценить наш оркестр

- Вы много говорите об амплуа оркестра, о том, что оно меняется. Как это происходит?

- Давайте возьмем партитуры. Вот наша новогодняя программа. Посмотрите, «Болеро» Елены из оперы «Сицилийская вечерня» – это потрясающая, удивительная классика, петь будет Елена Рождественская. Вот вам еще классика – Иоганн Штраус «Полька». А это диксиленд – «Радио Сити» Чарли Паркера. Никогда не было такого репертуара у духовых оркестров. Вот песня из голливудского кинофильма «Давай потанцуем»– «Sway», помните, с Ричардом Гиром и Дженнифер Лопес? А вот ABBA Gold – лучшее из «АВВА». А Final Countdown – знаете это название? Это хит группы «Европа»! Раньше это было невозможно услышать в исполнении духового оркестра. Теперь мы можем играть и народную музыку, и классический репертуар, и джаз, и хард-рок. Сейчас музыканты духовики очень виртуозны, потрясающие музыкальные инструменты, очень хорошая звуковая аппаратура. Поэтому сейчас во всем мире духовые оркестры выходят на передовые позиции.

tINmhgEv-0Q

- А как вы выбираете, что играть?

- Новогодняя программа – пестрая, праздничная. У нас каждый абонемент соответствует определённой теме, но новогодняя программа – особенная: «Квик-степ» мы играем – у нас барабанщик солирует, как в любом джазовом коллективе! Поэтому сейчас оркестр не называют духовым – называют концертным. Официально у нас духовой оркестр «Держава», но мы, фактически, концертный оркестр. Раньше духовой оркестр воспринимался как церемониальный. Мы тоже играем – и Торжественный марш Чайковского, который звучит во время инаугурации, «Прощание славянки» для патриотических акций. Сейчас вся информация воспринимается слушателями очень быстро. Если раньше, например, могли два часа сидеть и прекрасно слушать вальсы, то сейчас уже по-другому. Люди привыкли быстро получать информацию. Поэтому мы строим концерты очень динамично, постоянно меняя жанры и стили, все программы многожанровые. А еще важно, на нашем концерте можно услышать то, что не найдешь в Интернете.

- Например?

- Например, на данный момент в Интернете нет некоторых партитур, их еще не исполняли, их просто нет в Youtube. Есть и недавно написанные вещи. Например, Валерий Халилов написал марш, который исполнил у нас на юбилее. Он еще не издан. Кстати, в записи практически невозможно передать концертную атмосферу – не то впечатление. Это все равно, что по телевизору балет смотреть. Концерт – это очень сильное впечатление, ты это видишь, чувствуешь. У нас на концерте, мы стараемся захватить публику, что-то такое преподнести, что она никогда и нигде не услышит и не почувствует. Сейчас у нас есть общество любителей оркестра, но пока немногочисленное. Сегодня на наших концертах – полные залы, и слушателей становится всё больше с каждым годом, мы их никогда не разочаруем. У нас есть цели, к которым мы идём. Обязательно будем гастролировать и выступать в других городах, чтобы и у оркестра был стимул развиваться, а также приглашать дирижёров из других регионов. Кроме того, мы обеспечим концертами все районы Ульяновской области. Мы считаем своим долгом делать эту работу, потому что люди на селе очень сильно нуждаются в таких акциях. Для них это событие, праздник.

- В какие города поедете в новом году?

- Наш оркестр – частый гость на Международном российско-французском фестивале, под эгидой Ассоциации « «Еврооркестрия» «Серебряные трубы Поволжья», который проводится в Самарской области, в Сызрани. В прошлый раз на фестиваль приезжал Губернатор Самарской области. К нам подошли женщины и сказали, что их дети очень хотели бы послушать наш оркестр, попросили повторить Ваше выступление? В итоге, познакомились с мэром города Сызрани, и нас пригласили с концертом. Надеемся, что и репертуар, и гастрольная карта будут расширяться. Сейчас у нас есть предложения выступить и в Москве, и в Санкт-Петербурге, но все это стоит денег, поэтому пока этот вопрос открыт. Приезд Валерия Халилова вселил в нас уверенность, что наш оркестр достоин другого уровня государственной поддержки.

SJGZYwSbTr0

- Изменения с репертуаром связаны с тем, что молодежь больше стала приходить?

- Молодежь ведь воспитывается на нашей музыке. Мы часто в школах работаем. Когда в зале 200 человек, некоторые болтают, но есть дети, которые с удовольствием восторженно слушают. Ради них мы и работаем. Не все могут сразу воспринять музыку, это происходит постепенно. Если спросить ребенка, нравится ли ему «Щелкунчик», он ответит: «Конечно, нравится!». А почему? Потому что его каждый год показывают по телевидению. Все его знают, всем нравится что-то узнаваемое. Главная сила классики: классическое произведение не надоедает. Да и музыкальные инструменты завораживают! Почему нравится звук трубы? Потому что он очень близок душе человека. Он находится в резонансе с человеческим голосом и восприятием. Я недавно узнал, что даже дикие звери в лесу не боятся звуков духовых инструментов. Я даже помню, когда я в детстве занимался в лесу, играл на трубе, ко мне сначала ежик пришел, а на следующий день она (оказалось, что это была ежиха) ежат привела. Я играю – а они сидят, слушают. Это так удивительно!

- Но не обидно, когда вовремя исполнения популярной музыки глаза у зрителей загораются, а новые произведения сразу не воспринимаются?

- Новые произведения должны запасть в душу. Новую программу даже музыканты не сразу воспринимают. Кроме того, человек должен развиваться постоянно, его душу должна трудиться. Вот приглашаем людей на концерт, а они говорят: «Да я ничего не понимаю». Мы говорим, что хорошее нравится всем, и вам обязательно понравится. И люди приходят, и становятся счастливее. Мне не нравится слово развлекать, потому что даже в самой веселой и зажигательной музыке главная цель – сделать человека лучше, мудрее, душевно богаче! Вот еще история. 40 лет назад в Испании озаботились низкой производительностью труда, хотя деньги вкладывались в производство огромные, но экономика «буксовала». Специалистов пригласили, три года проводили мониторинги и написали большой труд, смысл которого в том, что виноват в этом кризисе очень низкий общий уровень культуры населения. И у них был сильный скачок – они направили большие силы на культурную революцию внутри страны. Когда сейчас приезжаешь в Испанию, первое, что бросается в глаза – это классическая музыка играет везде: в магазинах, в электричках, на улицах. Совсем другое настроение! Результатом этой революции стало, в том числе и развитие духового искусства, построена фабрика, которая выпускает высококачественные профессиональные духовые инструменты. Мне кажется, что у нас этот вопрос тоже давно назрел. И очень хорошо, что сейчас правительство серьезно обратило внимание на это, чтобы люди занимались искусством, шли в любительские коллективы, чтобы дети с ранних лет соприкасались с прекрасным.

- А вы сотрудничаете с иностранными оркестрами?

- К нам приезжал потрясающий дирижер из Канады Стив Шаннет … мы с ним делали программу, до сих пор его ноты играем на концертах. Лично у меня очень много друзей за рубежом. Когда я был руководителем «Волга-Брасс Квинтета», мы объездили весь мир. Есть контакты, нужны только возможности, которых пока мало.

- Оркестр «Держава» планировал записать свою первую пластинку. На каком этапе сейчас эта идея?

- Мы обязательно этим займемся в новом году. Руководство филармонии нас в этом поддерживает. У музыкантов есть такая убеждение: «Если ты хочешь узнать, какой человек, возьми его на гастроли за границу, если хочешь узнать, какой музыкант – возьми его на запись». Это правда. Это серьезное дело, к которому мы готовимся, мы можем это сделать на очень высоком уровне.

Юлия Узрютова. Фото – Ульяновский Дом музыки

Читать дальше:

Оцените новость:
  • (9 голосов, средний: 4.89 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...