Прошедший Hardathon в очередной раз показал, что говорить про электронику российской разработки явно рановато, равно как и про посыл прототипирования. Все происходящее не имеет никакого отношения к реальности производства. Точно так же как различные детские технопарки не имеют права называться «инженерным обучением».
Хардатон предподносился как марафон по изготовлению прототипов электронных устройств. Судя по единственной публикации Улграда о марафоне, Хардатон удался. Ребята по фану попаяли и попрограммировали, пообщались и отдохнули, развлеклись и «прокачали скиллы». Наверное, все, и даже организаторы, остались довольны. Только ни одного прототипа так никто и не создал.
Пропасть между подобным электронным «прототипом» и товарным изделием такая же, как между домиком из «Лего» и виллой из кирпича.
Еще по теме:
Почему? Да потому, что никакой прототип на электронных конструкторах не создашь. Модные одноплатные компьютеры и конструкторы роботов, на которых все и собиралось, – это то, что максимально далеко от прототипирования, зато максимально близко к конструктору Lego, только немного Level up.
Аналогия с Lego вполне подходящая. Трехлетний ребенок собирает из кубиков игрушечный домик. Все элементы есть в комплекте. Можно ли назвать такой домик прототипом жилого дома?
Примерно то же самое и с электроникой. Умение пользоваться электронными «Лего» и собирать из готовых деталек конструкции, пусть и нагруженные определенной мыслью, несильно по сути отличается от сборки игрушечных домиков. Пропасть между подобным электронным «прототипом» и товарным изделием такая же, как между домиком из «Лего» и виллой из кирпича.
Массовая электроника — это не идеи, а их воплощение.
Еще по теме:
Конечно, можно и виллу построить из «Лего». Купить несколько десятков тысяч наборов, собрать стенки и крышу, но всерьез говорить о том, что такая вилла будет лучше, чем дом из нормального кирпича, не приходится. Но, самое главное, масштабированный до размеров реального, игрушечный домик будет стоить астрономически дорого. Именно по этой причине готовые универсальные изделия в основу массовых продуктов не кладутся никогда. Возможное исключение — это «оборонка», где стоимость изделия вообще мало кого волнует, а про товарность нет даже рассуждений.
Массовая электроника — это не идеи, а их воплощение. Воплощение, основанное на максимальном снижении себестоимости. Возьмите любой современный китайский гаджет — от фонарика до смартфона. На что там потрачены основные усилия разработчиков? На функциональный креатив, на новые функции? Вовсе нет, на снижение себестоимости, в том числе и с учетом модели «запланированного устаревания».
Разберите любую китайскую электронную поделку, да хоть гирлянду с елки, что вы там увидите? Вы увидите красивые решения — ничего лишнего: ни грамма лишней меди в проводах, ни одного лишнего полупроводникового элемента, ни одного «запасного» крепежа. Все усилия инженеров и проектировщиков направлены на экономию, которая прямо создает в отрасли экономику.
Если посмотреть ассортимент любого модного китайского мегамолла, то несложно заметить, что для целей этой экономики из загашников давно достали не самые очевидные физические эффекты, забытую механику и решения, которые мы использовали еще в 70-х годах в школьных кружках, когда из элементов были в наличии только копеечные транзисторы, выпаенные из бракованных плат резисторы и конденсторы с трехкратным разбросом характеристик. Китайцы повторяют этот путь.
Научиться пользоваться конструктором может почти любой, а вот заниматься современной жесткой инженерией могут единицы.
Еще по теме:
Удивительно, но именно это массовость привела к тому, что наиболее ходовые массовые решения ныне основаны вовсе не на «новейших достижениях прогресса», а на тонкой инженерной проработке на низовом уровне. Автоматика освещения по-прежнему работает в основном на герконах, а не на Arduino с датчиками, таймеры по-прежнему используется механические, на основе пружины и набора контактов, а индустриальные роботы на 80% продолжают быть аналоговыми.
Это не даунгрейд, а совершенствование инженерии для массового рынка. Научиться пользоваться конструктором может почти любой, а вот заниматься современной жесткой инженерией могут единицы.
Условия на мировом рынке жесткие, рамки, стоящие перед разработчиками, очень узкие, а прототипы ныне делаются не для обкатки идей (идеи обкатываются вообще без «железа», путем моделирования), а для обкатки технологий. С простой целью — ради снижения себестоимости за счет всего.
Современный массовый продукт в таком разрезе — это очистка последних сусеков физики.
Еще по теме:
Опыт европейских инженеринговых компаний, которые до сих пор умудряются держаться на плаву, показывает, что именно здесь и скрывается основной креатив. Очень часто в рамки бюджета и технологических возможностей разработку невозможно вписать без использования нестандартных решений, которые требуют глубокого понимания процессов на низовом уровне, который ближе к пониманию сносок мелким шрифтом в учебниках по технологии, чем к креативному программированию электронных конструкторов. Современный массовый продукт в таком разрезе — это очистка последних сусеков физики.
Хардатон, за небольшими исключениями, от этого оказался далек. Впрочем, и задачи у него были другие, далекие от реального прототипирования и рыночной разработки электроники. Точно так же, как бесконечно далеки от таких задачи и новомодные «Кванториумы» АСИ, воспитывающие не инженеров, а потребителей конструкторов.
Попробуем представить действительно инженерное аналогичное мероприятие. Что для этого надо? Установить иные рамки, в первую очередь ресурсные. Например, можно ограничить себестоимость изготавливаемых прототипов. Скажем, на уровне 5 долларов. Творите, но в рамках бюджета. Придется, конечно, попотеть. Вместо высокоуровневых интегрированных решений использовать дешевые микроконтроллеры, вместо цифровых датчиков выдумывать аналоговые, вместо программирования на языках высокого уровня вспоминать о ресурсах и об ассемблере. И так далее. Сложно? Но это единственный путь в правильную сторону, которые необходимо пройти любому разработчику электроники. Пусть и путем замены причинно-следственной связи на обратную. Другого пути к реальным прототипам, а не к игрушкам в одном экземпляре, нет. Но, боюсь, на такое мероприятие просто не наберется участников…
Читать дальше:
- Дают полмиллиарда на городок инноваторов рядом с Ульяновском
- Закон обязал микробизнес обзавестись онлайн-кассами
- Колесова превратит Ульяновск в умный город
- Управляющие компании выходят на быструю связь с жильцами
- Школьники могут получить сто баллов ЕГЭ за взгляд в будущее