Яндекс.Метрика

Запретная зона под столетним мостом в Ульяновске. Фото и видео

В октябре железнодорожный мост через Волгу отмечает столетие. За эти годы Императорский пережил многое, в том числе и замену своих царских пролетов, есть у него и свои легенды. Накануне большой даты мы побывали на «полуостровке» под мостом, чтобы из первых уст узнать, кто и как следит за состоянием мостового перехода, а также поближе посмотреть на памятные знаки – черный крест и сохранившийся фрагмент старого пролета моста. Здесь строгий пропускной контроль, каждую машину проверяет вооруженная охрана, а территория огорожена заборами с колючей проволокой и устрашающими надписями: «Запретная зона».

DSCN9888

DSCN9902

DSCN9904

DSCN9890

DSCN9891

«Здесь расположены производственно-бытовое здание для мостовиков, двухэтажное здание казармы – для охраны, столовая, подстанция, склады, – рассказал нам мостовой мастер Алексей Рожков. – Здесь вся наша база по содержанию моста. В этом году заменен асфальт, проводятся плановые текущие работы. На следующий год запланирована покраска моста».

Еще по теме:

Мы обошли территорию по периметру, а с моста постоянно доносились сирены и предупреждения водителей о нарушении запретов:

DSCN9865

DSCN9871

Черный крест установлен в память о трагедии, произошедшей 5 июня 1983 года. В 22 часа 45 минут теплоход «Александр Суворов» на полном ходу зашёл в несудоходный пролёт Ульяновского моста и задел конструкцию. В результате столкновения у судна была полностью снесена рубка, кинозал, срезаны дымовые трубы. Ситуация усугубилась тем, что в это время по мосту шел грузовой поезд, 11 вагонов сошли с рельсов, некоторые из них опрокинулись. Тогда погибли не менее 176 человек.

В память о трагедии установлен и фрагмент пролета старого моста.

DSCN9886

DSCN9870

DSCN9878

DSCN9880

DSCN9882

DSCN9883

Автомобильная очередь моста намного моложе – она датируется 1952-1958 гг. В 2008 году была завершена реконструкция железнодорожного моста, которая проводилась с 2003 года. Взамен царских пролетов, прослуживших более 90 лет, мостостроители установили новые конструкции из высокопрочной стали, более легкие по весу и прочнее в эксплуатации. Замена пролетов проводилась на плаву. Сначала старый пролет демонтировали и с помощью специальных плавсистем доставляли на берег. Для усиления опор моста бурили скважины глубиной до 40 метров – практически по всей высоте опоры – затем в эти скважины под высоким давлением нагнетали новый раствор.

DSCN9817

«Старые пролеты не сохранились, – рассказал Сергей Иванович Фокин, который долгое время был заместителем начальника Ульяновской дистанции, – остался только один элемент пролета, а остальные ушли в металлолом».

Еще по теме:

DSCN9860

Что касается легенды о том, что на мосту есть золотая клепка, Сергей Иванович отметил:

«Разговоров много было, но когда мы снимали пролетные строения и увозили на левый берег на металлолом, заклепы рвались – много их было! – но никто ничего такого не видел».

Еще по теме:

Существует также легенда, что в основание моста под шестую опору была заложена серебряная пластина размером 54х36 сантиметров с гербами России и Симбирска и текстом, указывающим день закладки. По одной из версий, на ней написаны имена строителей, по другой – обращение к потомкам. В своем дневнике участник строительства моста и его летописец И.М. Якушин писал: «Доску обернули в вощеную шелковую ткань, вложили в нишу, залили эвкалиптово-вишневым маслом, закрыли мраморной доской, залили раствором Сенгилеевского цементного завода, заложили 13 камней в подошву будущего устоя».

«Про плиту тоже знаю, что где-то она замурована, – продолжает Сергей Иванович. – Но никто не знает, где она».

Еще по теме:

Сергей Иванович работает на мосту с 1987 года, после окончания железнодорожного училища год работал путевым рабочим, затем бригадиром пути. После армии его вновь взяли на работу бригадиром пути, а затем мостовым мастером. Всего на дистанции 53 моста, мосты более ста метров считаются большими, таких на 22-й дистанции девять.

«Многие ребята, которые работали на дистанции, уже ушли из жизни. Они высококлассные специалисты, я многому у них научился».

Еще по теме:

Сергей Иванович рассказал, что осмотр моста совершается ежегодно, а раз в десять лет водолазы осматривают подводную часть. В прошлый раз такой осмотр был проведен перед заменой пролетов в 2008 году.

«Сейчас водолазы совсем другие – сидят на катере и все смотрят с экрана на специальном оборудовании, все видно», – говорит Сергей Иванович.

Еще по теме:

DSCN9903

DSCN9851

DSCN9852

DSCN9896

DSCN9897

DSCN9899

DSCN9901

Несколько вариантов

Хранитель ульяновского железнодорожного музея Ольга Савельева рассказала, что рассматривалось несколько вариантов места расположения моста, один из них – вниз по Волге. Но 17 августа 1911 года на инженерном совете было утверждено именно это место. Интересно, что рассматривался вариант строительства тоннельного подхода к переправе, но его сразу отвергли, потому что была вероятность его размытия.

Вообще же вопрос о строительстве железнодорожного моста через Волгу возник в конце 19 века, после того, как в Симбирск пришла железная дорога и «наткнулась» на Волгу. Грузы пришлось вытаскивать из вагонов, а затем переправлять по льду, а летом на баржах до следующей железнодорожной станции и снова грузить в вагоны.

«Ладно, лето…Зимой тоже терпимо по льду. Но в ноябре до ледостава и перед ледоходом в апреле считай два месяца – в Заволжье вообще хода нет, – писал современник тех лет. – Да и втаскивать обозы от причалов по Смоленскому и Завьяловскому спускам на симбирскую гору – целая морока…».

Еще по теме:

В конце 1910 года император Николай II подписал постановление о строительстве грандиозного моста через Волгу сметной стоимостью 15 миллионов рублей. Все газеты России писали, что это будет крупнейший железнодорожный мост Европы. Решение о строительстве моста было принято премьер-министром России П.А. Столыпиным во время его визита в Симбирск 24 сентября 1910 года. Автор проекта Н. А. Белелюбский проектировал его при участии профессора Андрея Пшеницкого и инженера Оттомара Маддисона.

DSCN9789

Проект предусматривал перекрыть пролетными строениями Волгу, остров и реку Часовенная Воложка, построить береговые подходы. Руководил строительство инженер И.А. Цишевский.

При закладке моста 3 марта 1913 года присутствовали более 250 человек. Начало церемонии ознаменовалось молебном в специально сооруженном павильоне на правом берегу Волги.

DSCN9807

Стальные конструкции изготавливались на Юзовском заводе (ныне г. Донецк) и собирались на месте. Гранит для облицовки опор – с Урала, бутовый камень добывался в Симбирской губернии. Впервые в мировой практике пролетные строения были выполнены из кованого железа. При строительстве использовались мостовые краны, кессонные камеры для подводных работ и другая техника, но применялся и ручной труд. Например, вручную было установлено около миллиона заклепок. Работа шла круглый год, в том числе и зимой. В разгар работ в штатном расписании Управления по сооружению моста числились 4 тысячи человек.

DSCN9820

DSCN9801

Строительство было осложнено пожаром, произошедшим на мосту 7 июля 1914 года и грандиозным оползнем Симбирской горы 29-31 мая 1915 года. При пожаре мосту был причинен ущерб в два миллиона рублей. Пожар возник от раскаленной заклепки, уроненной рабочим в кучу хвороста у деревянный подмостей. Но, как рассказала Ольга Савельева, дело было закрыто, и наказание так и никто и не понес. Оползень разрушил восемь уже построенных опор, аркады на подходе к мосту, железнодорожные пути, часть пассажирского вокзала у спуска к Волге, пострадало много жилых жомов и построек.

DSCN9803

DSCN9805

Официальное открытие моста и временного товарного движения состоялось 18 октября 1916 года. Поскольку страна праздновала 300-летие дома Романовых, мост решили назвать в честь царствующей династии. По мосту прошла праздничная процессия во главе с губернатором А.С. Ключаревым. Глава города Л.И. в своей речи сказал:

«Остается третья мечта, чтобы город стал крупным железнодорожным узлом, связавшим Симбирск не только с Москвой и Петербургом, но и с Калькуттой и Парижем».

Еще по теме:

Юлия Узрютова. Фото и видео автора

Читать дальше:

Оцените новость: