Яндекс.Метрика

Днище: как жрецы побеждают стагнацию с помощью мантр

Чем хуже объективные показатели той части региональной экономики, которая подконтрольна власти, тем более активно используются жрецами мантры её роста и развития. Мы выявили индикатор, который позволяет понять, когда надо переходить на лебеду.

С начала года самые разнообразные чиновники, ученые-экономисты и прочие эксперты увлеклись забавной игрой, которую можно назвать «найди дно». Смысл завлекательной игры прост — необходимо первым среди равных радостно заявить о том, что экономика России (области, города, села) наконец-то достигла дна. При этом особой аргументации не требуется, а абсолютно алогичный вывод заранее предсказуем — из «факта» наступления днища следует вывод о том, что дальше все будет хорошо: экономика пойдет в рост, денег будет больше, заживем!

Трупы, как известно, не растут, а разлагаются.

Еще по теме:

Логика подобных выводов сомнительна. Если будущий утопленник судорожно ищет под ногами дно, то найденное дно его спасает — другой логической связки между дном и спасением найти очень тяжело. Проблема в том, что достигнуть днища в подобной ситуации можно двумя способами — судорожно ныряя, либо набрав в легкие воды и банально потонув. Днище в этом случае вряд ли поможет дальнейшему росту — трупы, как известно, не растут, а разлагаются.

Настало время и нам поиграть в ту же игру, ибо увлекает.

Изобретать велосипед мы не стали, взяв за основу анализа точно те же данные, что и большинство иных искателей днища. Речь идет о данных Росстата по объему отгруженных товаров, работ и услуг собственными силами, а также данных электробалансов. Сразу стоит отметить, что к реальным товарам, работам и услугам все эти данные имеют достаточно косвенное отношение, так как учитывают только те показатели, которые предоставляются органам статистики предприятиями без учета малого бизнеса. При этом, в отличие от других экономических индикаторов, эти данные Росстатом не поправляются с помощью коэффициентов, которые учитывают разнообразные неформальные и теневые экономические взаимоотношения. То есть, в итоговую отчетность попадают только те данные, которые описывают объекты управления власти.

по ульяновской области

Днище пройдено, утопленник идет на всплытие.

Еще по теме:

Стандартный экспертный подход по работе с этими данными прост — надо посмотреть на месячную/квартальную динамику и вовремя выявить спад динамики падения либо начало роста внутри падения. После этого можно смело заявлять о том, что днище пройдено, утопленник идет на всплытие.

Проблема в том, что подобный анализ базируется исключительно на динамических индикаторах — процентах по отношению к «соответствующему периоду предыдущего года». Иначе говоря, любая фиксируемая динамика — это попериодное относительное сравнение без привязки к содержанию самих индикаторов.

Если мы говорим про выбранные стандартные показатели, то в данном случае идет сравнение миллионов рублей, в которых и выражаются объемы производства. Но, очевидно, что миллион, например, в 2005 году, это не то, что миллион в 2016 году. Именно по этой причине днище мы стали искать иначе — приведя все объемы к общему знаменателю двумя способами — переводом в доллары по среднегодовому курсу и пересчетом на единую базу. В обоих случаях динамика оказалась аналогичной, причем вовсе не такой радужной, как может показаться по индикаторам «по сравнению с аналогичным периодом».

Фиксируемый экономический рост по тем или иным показателям все последние годы оказывался фикцией.

Еще по теме:

В общем и целом ситуация в регионе такова. После спада в 2008-2009 годах объемы фиксируемого производства вернулись на траекторию нормального распределения в 2010-2013 годах, а начиная с 2013 года очевиден явный спад. Причем динамика этого спада оказалась значительно большей, чем динамика роста в 2005-2010 годах. В принципе, уже с этого момента можно было смело начинать делать регулярные заявления о достижении днища. Причина в том, что приведенные «к предыдущему периоду» индикаторы не оставались постоянными, хотя общий вектор серьезного спада оставался неизменным.

Добыча

На спад пошли все базовые показатели — и объемов обрабатывающего производства, и объемов производства электроэнергии и газа, и объемов добычи полезных ископаемых. Фиксируемый экономический рост по тем или иным показателям все последние годы оказывался фикцией, если учитывать его в реальном денежном выражении. Днище наступало и, судя по данным за первый квартал 2016 года, продолжает наступать, причем быстрее, чем в предыдущие годы.

обрабатывающие

Косвенно этот процесс отлично подтверждается и данными по потреблению электроэнергии. Если в среднем по РФ объемы потребления электроэнергии промышленностью начиная с 2013 года фактически оставались неизменными, то в Ульяновской области динамика снижения потребления практически совпадает с динамикой спада объемов учитываемого производства. И дело тут вовсе не в энергосбережении, которое, согласно планам, должно было способствовать сокращению потребления за счет экономии электроэнергии на 1,5%, а исключительно в очевидной стагнации производственного сектора.

потреблениеээ

Подобный взгляд с макро-уровня явно показывает, что днище еще впереди. Если подходить к вопросу функционально, то единственным днищем по рассматриваемым индикаторам можно называть лишь их обнуление, эквивалентное переходу региона на натуральное хозяйство. Но даже если отбросить формальности и считать за условное дно обратный экстремум функций, отражающих экономические показатели, то и тут никаких предпосылок к изменению их знака не видно.

производство эл

В подобной ситуации особую ценность получает реальное, а не декларационное, прогнозирование. Увы, но никакой толковой методики, которая бы могла обеспечить вменяемый прогноз, не существует по банальной причине отсутствия нормальных исходных данных. Как же быть? Нам удалось найти отличный косвенный индикатор, проверенный годами, который позволят легко оценивать реальную ситуацию просто путем включения телевизора.

В 2010 году мы запускали сервис «Персоны», который долго разрабатывали. Суть сервиса состояла в учете упоминаний особо уважаемых жителей региона в СМИ с учетом контекста этих упоминаний за счет анализа окружающих текстовых паттернов. Идея системы заключалась в самообучении за счет накопления слов, составляющих эти паттерны. С какого-то времени сервис перестал быть актуален, так как пул уважаемых жителей региона не показал склонности к какой-либо изменчивости, но база продолжала пополняться, достигнув к настоящему времени размера в несколько миллионов упоминаний.

Общий закон прост — при спаде объемов чего-либо на треть, риторика, связанная с развитием и ростом этого «чего-либо» демонстрирует двукратную положительную динамику.

Еще по теме:

Случайно вспомнив об этой базе, мы и решили ей воспользоваться, попытавшись выявить моду на риторику, которая, что очевидно, за последние шесть лет эволюционировала. Результаты этой работы — тема отдельного материала. Сейчас же сосредоточимся лишь на одном — риторике, связанной с ростом и развитием промышленности, представленной в паттернах в виде сочетаний словоформ «Промышленность», «Технопарк», «Потенциал», «Инвестиции», «Развивается», «Индустриализация». Оказалось, что частота употребления в паттернах сочетаний этих словоформ практически прямо пропорциональна динамике спада базовых показателей региональной промышленности. Это можно было бы назвать милой случайностью, если бы подобный тренд не был многолетним. Говорить о случайности тут уже не приходится, налицо эмпирический закон, который гласит, что чем больше уважаемые люди рассуждают о росте, развитии, новой индустриализации, привлечении инвестиций и о прочих технопарках и уникальной ульяновской промышленности, тем хуже реальные дела. Можно ли придумать лучший индикатор близости днища? Вряд ли!

инвестиции

К моменту перехода к натуральному хозяйству частота упоминания жрецами культа соответствующих мантр должна вырасти еще в три раза.

Еще по теме:

Более того, для использования индикатора вполне можно обратиться к математическим методам, легко рассчитав соответствие «инновационных» словоформ в паттернах настоящему днищу. Благо, экстраполяция почти линейной функции не представляет проблемы. Общий закон прост — при спаде объемов чего-либо на треть, риторика, связанная с развитием и ростом этого «чего-либо» демонстрирует двукратную положительную динамику. Например, двукратному спаду (в долларовом выражении) объемов обрабатывающего производства с 2013 по 2016 год (прогноз на конец года) соответствует увеличение частоты упоминания в материалах и речах в СМИ мантры «промышленность» в сочетании со словами «развитие» и «рост» с 370 до 890, а мантры «инвестиции» с 280 до 740. Несложно подсчитать, что к моменту перехода к натуральному хозяйству частота упоминания жрецами культа соответствующих мантр должна вырасти еще в три раза.

Практическая польза от выявленной взаимосвязи на наш взгляд колоссальна. Любой житель региона отныне может легко предугадать момент, когда все будет совсем плохо, просто включив телевизор. Если местные жрецы усиленно читают соответствующую мантру про рост и развитие, значит пора запасаться тушенкой и картошкой и начинать окапывать периметр. И для этого не нужны никакие глубокие экспертные знания, не требуется и всяких экономистов и прочих экспертов.

А как же днище? Не стоит и говорить, что наиболее опасной является повторяемая мантра, включающая в себя все рассматриваемые словоформы: «Промышленность», «Технопарк», «Потенциал», «Инвестиции», «Развивается», «Индустриализация». Например, это может быть фраза «Потенциал промышленности будет развиваться благодаря инвестициям в технопарки для скорейшего достижения задач новой индустриализации». Это значит, что пора переходить на лебеду.

Читать дальше:

Оцените новость: