Яндекс.Метрика

Уехать или остаться, обломовщины нет, Волга и газонокосильщики. Мифы, драмы и акустика Ульяновска

Ульяновский поэт и драматург Гала Узрютова вернулась из немецкого Хайдельберга, где принимала участие в презентации проекта «Поэтическая диВЕРСия» – совместном проекте Берлинской литературной мастерской и Гете-Институтов Москвы и Петербурга. Мы попросили автора рассказать о поездке, а также представить ее точку зрения на драмы, мифы и акустику Ульяновска, который недавно стал Городом литературы ЮНЕСКО. По мнению автора, обломовщина в Ульяновске – это миф, главная драма ульяновцев – уехать или остаться, гул ветра между многоэтажек напоминает шум Волги, а горожане каждый день сами играют импровизированный концерт, гуляя по сломанной плитке.

– В чем суть проекта с таким авантюрным названием «Поэтическая диВЕРСия»?

– Проект «Поэтическая диВЕРСия» (VERSSCHMUGGEL), проходивший в Израиле, Испании, Корее, Финляндии и др., – это переводческая мастерская, в которой вместе переводят стихи поэты из Германии и других стран. В 2015 году проект стартовал в России: встретившись в Москве, шесть российских поэтов и шесть поэтов из Германии, работая в парах, переводили стихи на родной язык, не понимая при этом языка друг друга.

– Не зная языка?

– Да, этим проект и интересен. С каждой парой работал переводчик, была возможность не только опираться на подстрочник, но и задавать вопросы самому автору стихотворения. Поэты переводят поэтов, совместно проникая в самую глубь стихотворения. Такой подход дает поэтическую свободу и возможность экспериментировать. В 2015 году переводы были презентованы в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде, а в этом году поэты из России вместе с коллегами из Германии представили переводы в Хайдельберге.
Стихи на двух языках вошли в антологию, выпущенную в немецком издательстве Wunderhorn. В скором времени, издание выйдет в России.

3

– Как реагировала публика?

– Очень внимательно, а после выступления задавали вопросы. В Хайдельберге, когда мы с моим партнером по проекту, поэтом Асмусом Траучем одновременно читали стихотворение – он на немецком, а я на русском – мне становилось ясно, что поэзия – это совсем не язык. Поэзия существует над языком, она для того, чтобы транслировать вещи и состояния, которые языку не поддаются. Все это еще раз доказывает, что в поэзии нет барьеров, и она открыта для определенного риска.
Акустика Хайдельберга очень интересна, город сам как будто является звуком и стихотворением. Под звон колоколов церкви открываются двери лавок и кафе на пешеходной улице, шуршание велосипедов смешивается с дождем, который ударяет в разы тише, чем молотки рабочих, оборудующих сцену для показа «Ромео и Джульетты» прямо в старинном замке в горах. Здесь учился Мандельштам, и его дух будто до сих пор присутствует в городе.

DSCN6928

5. Презентация в Хайдельберге

– Такой литературный вопрос: какие мифы Ульяновска вы можете отметить? В какие верится, а в какие – нет?

– Хотелось бы отметить ментальные такие вещи. На мой взгляд, один из главных мифов состоит в том, что ульяновцы страдают обломовщиной. Я наблюдаю совсем другую картину: ульяновцам приходится работать на двух работать или подрабатывать, так как зарплаты в области небольшие, многие уезжают на заработки в Москву и другие города. Да, на преобразования у многих ульяновцев просто нет сил, так как все они уходят на выживание, поэтому такое положение дел обломовщиной назвать нельзя. Это связано с уровнем жизни. Когда ты с утра до вечера пашешь, то у тебя просто не остается сил на что-то еще.

Второй миф – в Ульяновске нельзя ничего добиться, с чем я в большей степени не согласна. Все зависит от того, в какой сфере ты работаешь. Конечно, если ты, например, хочешь стать известным киноактером, то тебе нужно уезжать, и здесь смысла оставаться нет. Но есть сферы,в которых вполне можно реализоваться и в нашем городе, все зависит от того, насколько ты сам активен и какие ты прилагаешь усилия. Сейчас есть масса бесплатных возможностей получить знания и опыт, в том числе уникальный, и важно это использовать. Другое дело, что многим приходится писать картины, писать тексты, заниматься любимым делом по остаточному принципу – после работы или в выходные, потому что надо зарабатывать деньги. Соответственно, страдает качество.

Еще один миф – в Ульяновске ничего не меняется, с чем я, пожалуй, соглашусь. Если прочитать, к примеру, местные новости, то создается ощущение, что из года в год происходит одно и то же, своего рода День сурка. Что можно просто взять новость прошлого или позапрошлого года по определенной теме, поменять дату и заголовок – и она будет актуальна. Некоторые вещи продолжают делаться не ради жителей, а ради очередных форумов или других событий, на которые в город ждут гостей.

Отчасти поэтому молодежь и уезжает, не хватает свежего воздуха. Она не чувствует, что может здесь что-то поменять. Школьники, оканчивая школу, обсуждают, куда они будут поступать в Москве, Петербурге или Казани, многие не верят в будущее здесь.

С другой стороны, может быть, роль Ульяновска как раз и состоит в том, чтобы не меняться, и из этого вполне можно сделать «фишку». Ведь это означает, что хорошие вещи здесь так же стабильны, и на них стоит делать акцент. В этом плане, мы не используем весь наш потенциал.

– А какие драмы происходят в Ульяновске?

– Самая, если так можно сказать, «частая» драма, по моим наблюдениям – это решить для себя вопрос уехать или остаться здесь. Причем многие, в том числе молодежь, готовы бы были остаться, имея уверенность в перспективах. Недавно я ехала в поезде, а рядом – молодые муж с женой. Парень окончил медицинский, а девушка – экономический. В Ульяновске у них есть малыш, которого они пока оставили с родителями, и, как только устроятся, заберут его с собой. Так бы и жил в Ульяновске, на Волгу смотрел, говорил парень, платили бы только нормально. Так вот, они с женой уже нашли несколько предложений в Москве, где они будут получать в разы больше, чем здесь. И ради этого готовы снимать комнату в какой-то деревне в Подмосковье, чтобы встать на ноги и обеспечить ребенка. По-моему, это настоящая драма, когда человек лишается малой родины из-за денег.

Как и то, что мужчинам приходится постоянно ездить на заработки в Москву, работать вахтовым методом. Они подолгу не видят детей и жен. Многие даже в возрасте вынуждены на несколько месяцев уезжать в столицу, чтобы было на что жить.

И еще одна драма – сейчас мы разделены с Волгой. Хотя мы и живем на ее берегах, но горожане отделены от нее. Когда кто-то приезжает сюда, удивляется, какой шикарный вид на Волгу, но тут же поражается, что оказаться непосредственно на ее берегу стоит большого труда. Один зарубежный фотограф, побывавший здесь, заметил, что у нас здесь ситуация любопытная: Ульяновск стоит на берегу Волги, но в то же время на некоторой дистанции от реки. Он удивился этому, потому что думал, что каждый город на Волге живет с Волгой. Отчасти, это, конечно, связано с тем, что у нас такой высокий берег, но, все-таки, хочется, чтобы была современная инфраструктура, сближающая Волгу и жителей ее берегов.

DSCN2049-640x480

– Какая акустика в Ульяновске? Она поэтична?

– Звук Ульяновска интересен и разнообразен, в каждом районе и в каждое время года есть свои особенности. Главный звук – это, конечно, Волга, которую в городе не слышно, но в некоторых деревнях можно засыпать под шум ее волн, даже если твой дом находится за 2-3 ряда от берега, это потрясающе. Весной на берегу слышно, как идет лед. Кстати, в новом городе между многоэтажек ветер шумит так, что иногда кажется, будто это шум Волги.

DSCN5879

Ну, а непрестанный звук лета – это, конечно, шум газонокосилок, который регулярно нарушает тишину. Еще один характерный для Ульяновска звук – это рэп, повсюду доносящийся из машин. Я воспринимаю его как поэзию, на самом деле, сегодня рэп бывает намного более живым, чем многие современные стихотворения, поэтому у молодых он так востребован, он волнует, берет за живое, он контрастен. Там есть энергия, которая исчезает в части современной поэзии за языковыми шорами. Это чувство живого нельзя создать искусственно, какими-то играми с языком,оно или есть, или нет.
Конечно, у каждого – свои звуки родных мест. Например, мне с детства запомнилось жужжание пчел, у деда, а потом и у папы была пасека. И шум леса, где мы часто бывали.

А недавно я услышала любопытный звук, который, как ни странно, стал возможен «благодаря» старой отлетевшей, кое-где уже поломавшейся плитке на Ульяновском проспекте. Люди шли и наступали на нее, в итоге шатающиеся плитки срабатывали как клавиши, каждая издавая свой звук. По сути, это уникальный импровизированный концерт, который каждый день ульяновцы вышагивают сами.

Для справки

IMG_20160618_161525Гала Узрютова, родилась в 1983 г. в Ульяновске, окончила Ульяновский госуниверситет, факультет культуры и искусства. Пьесы становились победителями, входили лонг и шорт-листы в конкурсах «Действующие лица», «Любимовка», «Баденвайлер», «Евразия»,
«Литодрама», Волошинский конкурс и др. Читки пьес проходили в Театр.doc и Центре им. Мейерхольда, театре Школа современной пьесы, в «Коляда-Театре», ожидаются также читки пьес в Германии и Белоруссии.
В 2015 году издательство «Русский Гулливер» (Москва) выпустило книгу стихов «Обернулся, а там – лес».
Лауреат поэтической премии им. Н.Н. Благова, финалист российско-итальянской литпремии «Радуга», лонглистер премии «Дебют», финалист конкурса Британского совета в России “Re:
Шекспир”. Стипендиат Министерства культуры РФ, член Союза писателей
Москвы. Стихи переводились на немецкий язык, проза – на итальянский.
Живет в Ульяновске.

фото – Улград, Г. Узрютовой, Гузель Ф.

Оцените новость: