Яндекс.Метрика

Иван Мирошников: “Мы сами способствуем оползню”

Автор 20 научных работ, специалист “Ульяновскэкспертизы” Иван Мирошников рассказал Улграду о возможных причинах крупного обвала, которые произошел 5 апреля на грузовой “восьмерке”. Почетный разведчик недр РФ считает, что современные действия по восстановлению дорожного полотна лишь способствуют оползню, и что кардинального решения проблемы на опасном участке ждать не стоит.

– Иван Петрович, по вашему мнению, в чем причина обвала или может быть их несколько?

– Это подмыв, обычный оползневой процесс, который идет уже много-много лет. На грузовой “восьмерке” из года в год на одном и том же месте у нас проседает грунт. Мы его засыпаем. С точки зрения восстановления дороги это может быть и правильно, а с точки зрения оползневого процесса… – мы десятками тонн песка, щебня дополнительно нагружаем оползневую массу. Мы дополнительно добавляем 10 тонн, 20 тонн, 40 тонн каждый год. Это значит, что мы способствуем оползню.

Причина одна – оползневый процесс, который идет не прерываясь.

Еще по теме:

В конце концов, там же целое ущелье, которое выходит под железную дорогу. Истоки этого ущелья как раз на этом месте в “восьмерке”. Причина одна – оползневый процесс, который идет не прерываясь.

– Можно ли говорить, что причиной такого большого обвала, – участок около 100 метров, могло стать строительство “Пионер-парка”?

– В определенной мере, конечно. Там, где это всё произошло, это место старого оползня. Это уже не первый случай такого большого оползня. Здесь уже ползло в 50-ых годах, в 70-ых годах, и причем захватывало большие территории. Нового здесь ничего нет.

Что касается строительства, то по правилам, прежде чем выходить на строительную площадку, надо подумать как с этой строительной площадки отвести подземные воды. Потому что оползень – это, в первую очередь, обводненные грунты. Значит, воды не отвели, дренаж не сделали. Поэтому вся строительная площадка может быть в опасности. В первую очередь та, которая на участке от этого провала на восьмерке и в сторону водохранилища. Это опасная вещь. Это угроза железной дороге, автомобильной дороге.

Существует правило – по таким опасным направлениям нужно обязательно просчитать устойчивость склона.

Еще по теме:

– Какие меры стоит предпринимать, и какие из них не предпринимаются? Как защищали участок в советское время?

– В советский период, к столетию Ленина, мы застраивали этот массив. Здесь же была “одноэтажная Америка”. Мы и тогда могли жилой массив поставить, но его же не поставили. Построили только легкую детскую библиотеку и легкий растянутый дворец пионеров. Больше ничего. Почему? Тогда к столетию сюда привлекли лучшие умы инженерно-геологические, в том числе и оползневые. Они приняли решение – нельзя тут строить. Можно строить только такие легкие сооружения, которые были поставлены на очень хорошие дренажи. Сейчас этим дренажам почти 50 лет. Их никто капитально не ремонтировал, они плохо работают. Надо по хорошему подумать, как сдренировать эту площадку, как убрать подземные воды. Тогда можно о чем-то говорить.

Люди, которые принимали решение о строительстве к столетию Ленина, учли эту возможную трещину, поэтому оставили только эти легкие сооружения.

Еще по теме:

На предпроектной стадии они [“Пионер-парк”] обращались ко мне. Я им говорил, что есть опасное направление. Существует правило – по таким опасным направлениям нужно обязательно просчитать устойчивость склона. Это очень непростые работы, это полевые работы, и на основе полученных данных выполнять математический обсчет. Это дорогие работы. Они сообщили, что работы выполнены, что все хорошо. Но так выполнены значит, что-то тут не то.

– По этой причине перед столетием Ленина не стали строить гостиницу?

– С гостиницей “Интурист” был вопрос сложный. По крайней мере рабочие, которые работали на той строительной площадке, говорили, что на ней образовалась трещина. Но когда мне позвонили и я пришел, всё было засыпано песком. Это вещь опасная. Я уже о большой трещине, которая идет вдоль Минаева, слышал не первый раз. У нас был такой геолог из предыдущего поколения – Надольский Олег Карлович. Он меня предупреждал о существовании такой трещины. Если она на самом деле существует, то это большая опасность. Люди, которые принимали решение о строительстве к столетию Ленина, учли эту возможную трещину, поэтому оставили только эти легкие сооружения.

– Если эта трещина действительно существует, то есть риск, что у нас на самой улице Минаева что-то обвалится?

– Ну, я не думаю, что это так просто, – оползень развивается очень медленно. Процесс идет незаметно.

Около жилого дома на улице Гончарова, рядом с бывшим кафе “Минутка”, раз в пять лет, или в три года проседает грунт. Это можно по асфальту даже увидеть. Там находится граница древнего огромного оврага, который тянется с этого места, проходит почти под Главпочтамтом, и выходит к той зоне, о которой мы сегодня говорим. То есть, мы возможно имеем дело с одним из крупных оврагов. Может он выходит и делает нам эти неприятности.

– Подобные обвалы раньше часто происходили? Увеличилось ли их количество в последнее время?

Надо думать о капитальном подходе, капитальном сооружении, для того, чтобы разгрузить этот исток этого ущелья, снять там нагрузку.

Еще по теме:

– Их количество, наоборот, уменьшилось по одной причине. Мы идем в направлении потепления. У нас засухи, и, следовательно, волжский склон обезвоживается, вода из него испаряется. Таким образом, это испарение выполняет роль антиоползневых сооружений. Это испарение освобождает склон от излишней воды. Но стоит только пройти водному году, как это преимущество срывается, особенно вот в эти периоды, когда паводок, начинается таяние. Процесс оползневый начинает брать свое.

– Что следует делать с дорожным полотном дальше, и безопасно ли вообще там двигаться автомобильном транспорту?

– У нас ведь другого направления нет. По “восьмерке”, наверное, самое сильное грузовое движение. Там надо думать не о том, чтобы засыпать здесь и дальше продолжать такое интенсивное движение. Надо думать о капитальном подходе, капитальном сооружении, для того, чтобы разгрузить этот исток этого ущелья, снять там нагрузку. Это или помост, или врезать в склон. Тут нужны капитальные расходы, и большие. А мы продолжаем идти по самому легкому пути. Насыпали, заасфальтировали, и на год хватает. На следующий год опять. Это будет постоянно.

Артем Горбунов, фото – Виктория Чернышева

Читать дальше:

Оцените новость: