Яндекс.Метрика

Детство художника: Чижиков в Крестово-Городище. Часть 4

Мы завершаем публиковать воспоминания об Ульяновской области Виктора Александровича Чижикова, известного иллюстратора детских книг и автора знаменитого символа московской олимпиады 1980 года.

Мой первый трудодень

В первый класс я пошёл, когда мы были ещё в Крестовом Городище, в эвакуации.

Тогда в первый класс брали с восьми лет. Школа находилась прямо на нашей улице. Мы жили на улице Сталина, дом 79, а школа была чуть дальше, около паровой мельницы.

Перед началом учебного года нас всех собрали: первоклассников и тех, кто старше, объявили, что первую неделю сентября мы будем работать на полях, бороться с сусликами, которых развелось слишком уж много и которые уничтожают урожай.

Наш хозяин дядя Иван был конюхом, поэтому мне выпало возить на лошади с Волги воду. На эту работу поставили ещё Гришку Барляева. Мы вдвоём должны были возить воду. Ну, не мы, конечно, а лошадь.Дядя Иван выделил для этого Пягушу – мощную бело-коричневую, в белых пятнах пегую лошадь.

В первый же день дядя Иван запряг её в телегу. В телеге была укреплена бочка, в ней была здоровенная специальная дырка, через которую мы наливали воду. Нам дали ведро и черпак на длинной ручке, в который вмещалось тоже, наверное, целое ведро воды. Так что мы набирали только по полчерпака.

От поля до Волги было километра полтора-два.Мы подъезжали, заводили Пягушу по колено в воду и, значит, наполняли бочку. Потом вели её на поле. За день мы успевали сделать рейса три-четыре. Пока наполняли бочку, пока везли, пока там эту воду лили…

На поле происходили не очень приятные вещи. Ребята помладше лили эту воду в норки сусликов, а ребята постарше стояли около норок со здоровенными палками и ждали. Как только несчастный суслик, спасаясь от воды, выскакивал из норки, его били этими палками, пока он не переставал подавать признаки жизни. Зрелище было жестокое.

Нам объяснили, что это, конечно, нехорошо – убивать сусликов, но они поедают много зерна. А когда вокруг многие люди голодают, ничего другого не остаётся делать.

Так мы проработали дней пять-шесть.И как-то у нашего дома остановилась телега, гружёная мешками. Дядька затаскивает один мешок к нам и говорит, что вот это мешок, в котором шестнадцать килограммов сушёного гороха, правление колхоза выделило на трудодни Виктору Чижикову за его работу по борьбе с сусликами.

Мама была очень рада. Мы потом долго ещё ели и гороховый суп и кашу из гороха.Дядя Иван тоже был очень доволен. Он увидел меня в деле, а это он больше всего ценил.

Гришке Барляеву тоже дали шестнадцать килограммов сухого гороха. А меня долго не оставляло ощущение, что это мешок гороха дали и для Пягуши. Она ведь тоже работала. Иногда и сейчас мысль эта меня беспокоит…

Евгений Бурдин

Оцените новость: