Юридическое агентство «Кучембаев и партнеры» требует компенсации понесенных судебных расходов на сумму более, чем 1 миллион рублей. 14 декабря суд принял заявление агентства. И это на фоне повсеместно реализуемого судами тренда на снижение размеров компенсации. Суды боятся сильных юристов?
Возможность взыскать судебные расходы практически без ограничений их размера — это основа постоянного роста качества состязательных процессов в странах с развитой правовой культурой. Благодаря уверенности в том, что затраты будут компенсированы, юристы могут себе позволить тратить серьезные суммы на настоящую глубокую работу в рамках судебного процесса — самостоятельно искать доказательства, привлекать детективов, проводить экспертизы и так далее. В итоге вслед за юридическим сообществом качественно вынуждены расти и суды, и сторона обвинения, что неминуемо приводит к постоянному развитию как механизмов правоприменения, так и к совершенствованию законодательства.
Суды стараются уменьшать до минимума размеры взыскиваемых судебных расходов, что зачастую ставит крест на по-настоящему глубокой и вдумчивой работе юристов.
Еще по теме:
В России ситуация в последнее время складывается совершенно иная — суды стараются уменьшать до минимума размеры взыскиваемых судебных расходов, что зачастую ставит крест на по-настоящему глубокой и вдумчивой работе юристов. В результате судам и стороне обвинения зачастую удается обходиться формальным подходом к делу — юристам невыгодно тратить собственные средства на по-настоящему серьёзную работу.
Отстаивать интересы юридического сообщества взялось юридическое агентство «Кучембаев и партнеры». Компания решила создать прецедент, пытаясь взыскать более 1 млн рублей расходов на юридические услуги с проигравшей стороны.
Эта сумма возникла в рамках длительного судебного разбирательства между ульяновским ООО «Приор» (группа компания «ЦЭТ») и московским ООО «Сервис безопасности» – компанией-подрядчиком РЖД по ликвидации последствий аварий.
«Сервис безопасности» работает по всей стране, причем в большинстве регионов выступает простым посредником, нанимая местных подрядчиков. Одним из таких подрядчиков на участке Горьковский железной дороги стал «Приор», а поводом для заключения контракта – авария в Чувашии, которая произошла в начале 2013 года. Тогда с рельс сошло 11 груженых вагонов, которые врезались в снегоуборочную машину. В результате опрокинулись 4 вагона с углем и 1 вагон с мазутом, а их содержимое оказалось на путях и откосах железной дороги.
«Приор» загрязнение ликвидировал, но расплачиваться «Сервис безопасности» с подрядчиком не спешил, несмотря на то, что деньги от РЖД «Сервис безопасности» получил вовремя и в полном объеме. Ульяновской компании пришлось обращаться в суд, дабы взыскать с заказчика почти 10 миллионов рублей долга и проценты.
Дело растянулось на более, чем 100 судебных заседаний, но было выиграно. Но этого, естественно, оказалось мало — необходимо было решение суда ещё и исполнить.
Еще по теме:
Первые разбирательства вел единолично юрист компании Дмитрий Насонов, ныне депутат Городской Думы Ульяновска, но, когда стало понятно, что судебная тяжба сильно затягивается, «Приор» привлек юридическое агентство «Кучембаев и партнеры», причем на стадии суда и после, на стадии исполнительного производства.
В итоге дело растянулось на более, чем 100 судебных заседаний, но было выиграно. Но этого, естественно, оказалось мало — необходимо было решение суда ещё и исполнить.
«В существующей системе государственного устройства суд, выносящий решения, и приставы, его исполняющие, никак не связаны. Судей не волнует будет ли их решение исполнено, хотя именно из-за этого вырастает их авторитет. Единственным связующим звеном в системе являются юристы, работающие «под ключ», представляющие интересы и в суде, и на стадии исполнения решения» – утверждает руководитель практики юридического агентства «Кучембаев и партнеры» Айк Аватесян.
Была реализована нетривиальная стратегия — с помощью опытного пристава Розова Дмитрия Львовича арестовывались счета филиалов «Сервиса безопасности» по всей стране. В результате «Приору» удалось вернуть заработанное, но из-за длительности судебной тяжбы и сложности процесса исполнения решения суда судебные расходы выросли до весьма приличных сумм. Согласно уточнению требований, направленному в арбитражный суд 14 декабря, общая сумма судебных расходов превысила 1,3 миллиона рублей — именно столько истец потратил на многолетнее судебное разбирательство. Согласно действующему законодательству, эта сумма должна быть взыскана с противоправной стороны — в нашем случае, – с «Сервис безопасности».
На практике суды стараются уменьшать до минимума размеры сумм, которые взыскиваются с ответчиков.
Еще по теме:
Логика законодателей понятна — если вы потратили деньги на защиту своей правоты и доказали её, то возместить их должна проигравшая сторона, ведь иначе вы бы расходов не понесли. Это в теории, на практике же суды, как уже было сказано выше, стараются уменьшать до минимума размеры сумм, которые взыскиваются с ответчиков.
«То безобразие, которое творится в судах общей юрисдикции, до недавнего времени совсем не касалось арбитражных судов. Однако с конца 2014 года Арбитражный суд Ульяновской области начал в разы снижать размер взыскиваемых с проигравшей стороны расходов победителя. Объяснить это можно только передачей арбитражей в подчинение Верховному суду РФ. Самое порочное в этой практике то, что снижение расходов не обусловлено ни объективной действительностью (жизнь наша только дорожает), ни изменениями в законодательстве. Таким образом, суды могут взять за правило менять свою практику и по другим вопросам в угоду своим корпоративным интересам» – отмечает судебный юрист Кучембаев Алмаз.
«Защита начинала сама активно искать и собирать доказательства невиновности. Подобное усиление выводило судебные процессы на качественно новый уровень, чего суды и испугались».
Еще по теме:
По мнению других юристов, основная причина такой позиции судов в том, что судебная система опасается усиления юридического сообщества. «Юридические компании вполне могли бы начать работать как на Западе, фактически составляя конкуренцию следственным органам» – отмечает один из наших собеседников и добавляет, что именно серьезные юридическое агентства становились основным местом работы для бывших работников различных следственных органов. «Защита начинала сама активно искать и собирать доказательства невиновности. Подобное усиление выводило судебные процессы на качественно новый уровень, чего суды и испугались» – резюмирует известный ульяновский правозащитник.
При этом никаких активных действий, несмотря на собственный прямой интерес, юридическое сообщество не предпринимает — попыток взыскания крупных судебных расходов в нашем регионе нет. Удастся ли юридическому агентству «Кучембаев и партнеры» взыскать реально понесенные судебные расходы в полном размере? Фактически этот вопрос можно перефразировать иначе – «Боится ли арбитраж сильных юристов?».
Читать дальше:
- Россия судится за право проносить свое
- Митингующих отправили под мост
- Долг наперегонки: поручителей связали круговой порукой?
- Дом престарелых - в опасности?
- Споры о кадастре: почему кадастровая стоимость земли выше рыночной?