Яндекс.Метрика

Александра Игнатьева: «Зачем мы развиваем агломерацию? Чтобы муниципалитеты могли совместно решать экономические вопросы»

24 июня 2015 Интервью Dinika

24 июня состоялось расширенное заседание Ульяновской Городской Думы, на котором обсуждался вопрос создания Ульяновско-Димитровградской агломерации. Это пилотный проект, в результате которого планируется создать единый орган управления и решения вопросов для Ульяновска, Димитровграда, Новоульяновска и одноименных районов. К чему это приведет? Об этом мы поговорили с Александрой Игнатьевой – генеральным директором Союза Российских городов, главой московского муниципального округа Текстильщики и членом межведомственной рабочей группы по пилотному проекту создания агломераций.

IMG_6178

- Какова Ваша оценка процесса реализации пилотного проекта создания Ульяновско-Димитровградской агломерации?

- Она не будет хорошей. Вы стоите на месте. По реализации пилотного проекта вы не продвинулись никуда. Как была дорожная карта, так она и осталась. Сам проект очень хороший, хорошая концепция Ульяновско-Димитровградской агломерации, ее включили в число шестнадцати пилотных проектов, которые вошли в программу министерства экономического развития. Далее работа по Ульяновско-Димитровградской агломерации не продвинулась такими темпами, которыми бы хотелось. Это опасно, потому что сегодня Министерство экономического развития планирует доработать пилотные проекты и своим приказом утвердить. Я являюсь членом рабочей группы, и есть такое мнение, что из 16 пилотных проектов некоторые пилотные проекты будут удалены потому, что они никак не продвинулись вперед. Будут набраны другие потому, что желающих войти в проект очень много. Видя перспективу развития этого вопроса, многие регионы сегодня развивают агломерацию в своих регионах. Для этого мы сегодня сюда и приехали, чтобы рассказать депутатам о том, что такое агломерация. Потому, что сегодня не все знают, что это такое. Более того, многих это пугает. Надеемся, что эта тема продвинется в области и начнется реализация той дорожной карты, которая была утверждена министерством регионального развития.

- Какие изменения произойдут при создании агломераций?

До того, чтобы агломерации у нас заработали как во Франции или Германии, еще далеко.

Еще по теме:

- Нами был написан проект изменений некоторых законодательных актов, которые бы дали возможность развития агломерации, в том числе, и с точки зрения межбюджетных отношений. Мы сегодня перед собой поставили такую задачу: в Новосибирске была конференция, на которой большая часть была посвящена правовым вопросам развития агломерации. На ней наши законодательные предложения были приняты за основу, мы их сейчас дорабатываем. Для себя мы определили некоторые этапы реализации. Потому что до того, чтобы агломерации у нас заработали как во Франции или Германии, еще далеко. Нам сначала необходимо ввести понятие агломерации в законодательство. Раньше сомневались: вносить изменения в градостроительный кодекс, тогда мы идем по пути территориального планирования, либо вносить изменения в 131 ФЗ, тогда мы делаем акцент на межмуниципальные отношения. Мы, межведомственная группа, считаем, что нужно вносить изменения в 131 закон. Сейчас готовим предложения по внесению в законодательство понятия «агломерация», которые вынесем на заседание рабочей группы в августе. Совет российских городов будет по своим каналам действовать с тем, чтобы как-то пролоббировать внесение этих изменений в осеннюю сессию Государственной Думы.

IMG_6177

- Получается, что сейчас невозможно реализовать проекты, которые требуют совместного финансирования нескольких муниципалитетов?

- Сейчас нельзя. Сейчас почему, например, большие проблемы с транспортом? Многие муниципальные образования делают акцент на том, что тарифы разных муниципальных образований разные. Мы активно занимаемся изучением муниципальных практик, чтобы узнать, – может быть, мы зря занимаемся вопросом агломерации? Что кто-то решил вопрос тарифов? К сожалению, мы таких пока не нашли. Как-то пытаются разными путями, но прямых возможностей решать вопрос одинаковых тарифов для нескольких муниципальных образований, нет. Например, у нас был такой случай, когда два муниципальных образования хотели построить детский сад. Это были два маленьких муниципалитета, и отдельный детский сад для каждого был не нужен. При этом построить маленький стоит почти столько же, сколько и средний. Они не смогли выстроить межбюджетные отношения, не смогли построить, потому что это было нецелевое использование средств. Вообще, я считаю, что через три года, когда мы будем подводить итоги развития агломерации, то итогом должно стать не написание стратегии, не написание документов территориального планирования. Вот если каждый из пилотных проектов скажет: «Мы осуществили три инвестиционных проекта» (они могут быть социальными, строительными, неважно, но обязательно те, которые были важны пяти или трем муниципальным образованиям, и были задействованы межбюджетные отношения) вот это тогда будет итогом этого пилотного проекта. Иначе зачем же мы развиваем агломерацию? Не для красивой картинки – как они красиво выглядят с точки зрения территориального развития. Мы развиваем этот вопрос для того, чтобы муниципалитеты могли совместно решать экономические вопросы.

- В таком случае, не приведет ли создание агломерации к перераспределению финансовых ресурсов в пользу сильных муниципалитетов?

- Нет, такого не произойдет. Именно поэтому важна схема управления. Если мы сегодня возьмем практику французов, то там не важно, крупный муниципалитет или мелкий. У них четко распределен процесс голосования. То есть каждый имеет определенное количество голосов, и там нет преимущества для крупных или для мелких. Там все красиво выстроено, но не за один год. Нам нужно время, чтобы мы смогли научиться договариваться. Есть опасность, но этого не должно случиться – иначе это не агломерация.

Ну, первый раз губернатор сказал: «Я и без них могу решить», второй раз сказал. На третий я его спрашиваю: «А чего же вы не можете вопрос решить?» Он: «Ну, у меня есть более глобальные задачи, которые я должен решить. Это у меня есть в планах, но не сейчас».

Еще по теме:

- В перечень предложений по изменению закона «О местном самоуправлении», которые вы предлагаете, входят вопросы передачи и перераспределения полномочий. Плюс к этому субъект федерации планируется включать в органы управления агломерацией. Не приведет ли это к еще большей централизации управления?

- Наоборот. Мы предлагаем некоторые полномочия, которые есть у органов местного самоуправления и у субъекта, передать в над-структуру, которой и является агломерация. Вот, допустим, с одним губернатором мы разговаривали: «Зачем мне нужна агломерация? Я сегодня и так могу все вопросы решить» Мы говорим: «Ну, это вот инвестиционные проекты, которые муниципалитеты будут решать совместно. Например, на три муниципалитета нужен полигон ТБО». Ну, первый раз губернатор сказал: «Я и без них могу решить», второй раз сказал. На третий я его спрашиваю: «А чего же вы не можете вопрос решить?» Он: «Ну, у меня есть более глобальные задачи, которые я должен решить. Это у меня есть в планах, но не сейчас». «А мы можем решить это сейчас». Он спрашивает: «Что вам для этого надо?» Я говорю: «Передайте нам эти полномочия. Транспорт, например». Когда он задумался над тем, что некоторые вещи для него не первостепенны, он говорит: «Я могу передать, но я должен доверять этой структуре. Я готов даже деньги передать для того, чтобы они решали эти вопросы». Так что мы только начинаем, так что это вопрос доверия, вопрос проекта. Действительно ли он эффективен? Поэтому в этот раз мы пошли по пути пилотного проекта. А могли пойти по пути изменения законодательства: изменили закон, и по нему начали работать. Наша задача, когда три года назад начали заниматься этим вопросом, была отработать на пилотных проектах, а потом писать законы. Это очень важно, чтобы пятьсот раз не менять законодательство. Мы сейчас отрабатываем, смотрим, где есть слабые места, а потом будем постепенно вносить изменения в законы. Опасностей много, но весь мир так живет. Они не распыляют ресурсы, не распределяют, а объединяют для решения экономических вопросов.

Сергей Селеев

Читать дальше:

Оцените новость:
  • (4 голосов, средний: 5.00 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...