Яндекс.Метрика

Торговля: акцент на базары и ларьки

Разработанная региональным минсельхозом стратегия развития торговли в Ульяновской области на период до 2030 года в ближайшее время будет передана в Законодательное собрание области. Несмотря на то, что стратегия получилась весьма рамочной, сквозная мысль в ней присутствует – в регионе планируется усиливать мелкую торговлю за счет открытых площадок, рынков, киосков, мелких магазинов и торговли “с колес”. При этом в документе прослеживаются и намеки на ограничение деятельности крупных торговых сетей. Судя по всему, в пользу местных торговцев.


Великих свершений и чудо-подвижек стратегия не обещает. Согласно целевым индикаторам, количество хозяйствующих субъектов за срок действия программы должно увеличиться с 5374 до 5500, количество магазинов – с 6937 до 7100, а оборот малого и среднего бизнеса в сфере торговли вырасти с 95,5 до 96 миллиардов рублей, что при пересчете на душу населения даёт рост со 128,6 до 130 тысяч рублей в год. Не ожидается и серьезного роста торговых площадей – если сейчас на одного жителя в среднем по области приходится 0,65 кв.м. торговых площадей, то к 2017 году этот индикатор должен вырасти до 0,67 квадратных метра.

Целевые индикаторы обеспеченности населения торговыми площадями, которые были зафиксированы на федеральном уровне в 2010 году, в регионе давно достигнуты безо всяких стратегий.

Еще по теме:

Впрочем, целевые индикаторы обеспеченности населения торговыми площадями, которые были зафиксированы на федеральном уровне в 2010 году, в регионе давно достигнуты безо всяких стратегий – действующий для Ульяновской области норматив составляет лишь 0,459 кв.метра на человека. При этом, в некоторых районах нормативы превышены в более, чем два раза. Так, в Инзенском районе обеспеченность торговыми площадями составила 0,607 кв.м на человека, при нормативе в 0,283, а в Новомалыклинском и вовсе 0,808 кв.метра при норме в 0,319. Нормативы обеспеченности “магазинной” площадью оказались не выполненными лишь в трех районах – Мелекесском, Николаевском и Тереньгульском, причем отставание от нормативов оказалось небольшим.

В Ульяновске и Димитровграде сосредоточено более половины крупных торговых комплексов, при том, что в 175 населенных пунктах области вообще нет никаких торговых точек.

Еще по теме:

Казалось бы, с точки зрения целевых индикаторов все в области хорошо и безо всяких стратегий, тем более, что, судя по тексту документа, в Ульяновске мегамоллы строились исключительно при отеческом участии составителей. В тексте документа перечислены достижения последних лет в виде списка построенных торговых и дилерских центров и супермаркетов. Оказывается, что все они были построены не просто так. Так, например, центр мелкооптовой торговли “Метро” был запущен “с целью реализации мероприятий по развитию торговли”. Зачем же тогда стратегия, раз все и так хорошо? Возводятся “инвестиционные проекты” (торговые центры), растет количество торговых площадей, даже в 2014 году заметна положительная динамика по росту оборотов…

Основных аргументов, обосновывающих необходимость стратегии, в документе нашлось несколько. Во-первых, стратегия апеллирует к неравномерности торгового обслуживания. В Ульяновске и Димитровграде сосредоточено более половины крупных торговых комплексов, при том, что в 175 населенных пунктах области вообще нет никаких торговых точек.

Во-вторых, стратегия фиксирует слабую доступность для населения свежих продуктов и диспропорции структуры потребления, что декларируется как угроза здоровью населения.

В-третьих, документ напрямую ссылается на фактуру из стратегии социально-экономического развития области, делая в том числе и упор на занятость населения и важность торговли как плацдарма для развития малого бизнеса.

Что же делать?

Самое на наш важное в стратегии оказалось запрятано в одной незаметной фразе: “…в Ульяновской области необходимо проанализировать целесообразность установления критериев размещения крупных торговых объектов”. И эта фраза в неявном виде подкрепляется и иными пунктами стратегии, что, несмотря на её рамочный характер, явно указывает на возможное изменение правил игры.

Фактически, документ закрепляет вектор на развитие малых форм торговли – рынков, малых магазинов, торговли с колес, киосков и так далее.

Еще по теме:

Так, в стратегии прямо указывается, что крупные торговые структуры не в состоянии обеспечить “выполнение тех социальных функций, которые традиционно присущи объектам малых форматов” и что “увеличение доли крупных торговых сетей и крупных торговых операторов отрицательно сказывается на состоянии малого и среднего предпринимательства, использующего традиционные формы ведения торговой деятельности”.

Фактически, документ закрепляет вектор на развитие малых форм торговли – рынков, малых магазинов, торговли с колес, киосков и так далее, при этом с учетом развития оптового сектора. В качестве примеров оптовых площадок, отвечающих критериям, называются “Агропромпарк” и “ФМ Лоджистик”.

Дальше следует инновация – для обеспечения сбалансированности разных форматов торговли стратегия предлагает разработать для каждого муниципалитета “полноценную матрицу торговых форматов”. Без стеснения документ декларирует, что это “и есть главное направление деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований”.

Фиксируются и преференции. Стратегия указывает на необходимость максимального облегчения проведения ярмарок, организацию с/х рынков, облегчение торговли “с колес” (что, помимо прочего, должно дать еще и толчок для развития “отечественной автомобильной промышленности и производства кузовов со специализированным торговым оборудованием”), а также на преференции в отношении нестационарных торговых объектов, в отношении которых предлагается ввести режим наибольшего благоприятствования с разработкой механизмов продления договоров аренды без торгов и так далее. Отдельное внимание уделено поддержке торговли через системы адресной продовольственной помощи.

Практически все “ключи” от торговли ныне сосредоточились в министерстве сельского хозяйства.

Еще по теме:

Как всё это будет реализовываться пока не ясно – нормативную документацию в рамках стратегии еще предстоит разработать, зафиксировав преференции и механизмы поддержки. Но важнее другое – практически все “ключи” от торговли ныне сосредоточились в министерстве сельского хозяйства, что приобретает особую значимость в ситуации, когда (благодаря изменениям в федеральном законодательстве) значительно упрощена процедура получения разрешений на возведение как раз малых торговых объектов и рынков. При исключении конкурсных процедур у малой торговли остаётся два основных регулятора – муниципалитеты и региональный минсельхоз, который разрабатывает требования к созданию и содержанию схем размещения нестационарных торговых объектов, а также регулирует создание и деятельность рынков и ярмарок.

С принятием стратегии министерство еще более усилится в этом направлении, получив дополнительные рычаги давления на муниципалитеты через инновационные “матрицы торговых форматов”, а также через грядущую реализацию “необходимости дифференциации территории муниципальных образований по их значимости как рынков сбыта” и упор на оптовую торговлю на площадках “Агропромпарка”, “ФМ Лоджистика” и т.д. Вполне вероятно, что через “матрицу” регион получит мощный рычаг влияния и на крупных игроков путем “анализа целесообразности установления критериев размещения”. В этой связи не удивительно, что стратегия золотых гор не обещает, ограничиваясь весьма скромными целевыми индикаторами, – речь, скорее, идет не о развитии торговли как таковой, а о переделе её формата. В пользу кого? Если стратегия будет реализовываться, узнаем.

Читать дальше:

Оцените новость: