Современный микрорайон Нижняя Терраса» – часть Заволжского района Ульяновска, прилегающая к Куйбышевскому водохранилищу, до 1955 года состояла из 3 селений (в прошлом слобод): Нижней Часовни, Канавы и Королёвки. С момента образования заволжских слобод одна из них назвалась просто Часовней. В ноябре 1900 года на левом берегу Волги был открыт для товарного движения мелекесский подъездной путь «Часовня-пристань» – «Мелекесс». Показательно, что он отмечен и на городском плане 1900 года. Через 8 лет по ветке Часовня – Мелекесс стал ходить пассажирский поезд, а в 1914 году, когда был построен путь от Бугульмы до Чишмы с выходом на Уфу, «в 7 верстах от сл. Канавы, в городском лесу, была устроена ст. Верхняя Часовня». Именно с этого времени в повседневной жизни постепенно стало применяться название «Часовня Нижняя».
Вообще Симбирское-Ульяновское Заволжье всегда имело особый статус и обладало известной самодостаточностью, хотя в конце-концов и стало частью города. Как известно, в 1920 году был создан Заволжский поселковый Совет (в него кроме 3 слобод вошли посёлок Верхняя Часовня и Заволжский рабочий посёлок), в 1935 году образован Заволжский район, в 1942 году переименованный в Володарский район. В 1958 – 1962 годах все районы упразднены, и в 1962 году воссоздали Заволжский район.
По данным В.Н. Ильина, основанным на воспоминаниях старожилов (М.А. Сонина, 1912 г.р. и др.), Часовню назвали так по причине находившейся там часовни, а Канаву – из-за траншеи, проходившей между Королёвкой и Канавой и разделявшей их. Но проверить эту версию теперь невозможно. Происхождение топонима «Королёвка» пока неизвестно.
Когда эти слободы причислены к городу Симбирску – тоже неизвестно.
Еще по теме:
Самостоятельность и удалённость (до строительства моста и железной дороги надо было переправиться через широкую реку с быстрым течением) этих поселений от Симбирска помимо положительной сыграло и отрицательную роль: мы до сих пор не знаем многие факты из истории заволжских слобод, например, когда они появились. Кстати, даже в Симбирской-Ульяновской энциклопедии есть статья только о Канаве. Видимо, для городских властей, да и для краеведов эти поселения не представляли особого интереса. Даже авторитетный исследователь нашего края П.Л. Мартынов не знал точной даты их основания: «Слободы, находящиеся на левом берегу реки Волги, против города, существовали, по всей вероятности, ещё до основания города Симбирска. Хотя не имеется документальных данных, подтверждающих это предположение, но… следует придти к заключению, что здесь издавна были мордовские рыбацкие поселения. Когда эти слободы причислены к городу Симбирску – тоже неизвестно. Масленицкий, в топографическом описании города Симбирска, в 1783 году, об заволжских слободах почему-то вовсе не упоминает».
Если письменные источники не могут сказать нам ничего вразумительного, то следует обратиться к картам. В первом Российском географическом атласе 1745 года напротив Симбирска – пустое место, но несколько севернее вдоль Волги, близко к поздней Нижней Часовне, указано селение с интересным названием – Гнусино, причём на более поздних картах его нет и в помине. Эту загадку решить пока не удалось. Но на карте региона 1780 года чётко видны и Часовня, и Канава, и Королиха (так написано на карте; на более поздних встречаются «Корольчиха, Каральчиха и Каралёвка»).
Возможно, что Т.Г. Масленицкий ничего не сказал о них в силу незначительности информации или по какой-то другой причине. Пока можно предположить, что слободы возникли во второй половине XVIII в., причём этот факт не исключает возможность наличия на рассматриваемой территории и более древних населённых пунктов (доказать их существование стало затруднительно после создания Куйбышевского водохранилища и дамбы).
Так или иначе, но пока первая дата, касающаяся заволжских поселений и отражённая в архивных документах – это 1794 год, когда был составлен план луговой стороны Волги вместе со слободами и комментарии к нему. В состав города они вошли несколько позже, в начале 1800-х годов.
Жители, несмотря на принадлежность к мещанству, занимались на арендуемой у города земли преимущественно сельским хозяйством.
Еще по теме:
Но основная часть сведений по истории заволжских слобод относится ко второй половине XIX и XX вв. П. Мартынов писал: «Но в 1850 году, когда обсуждался вопрос об отделении от Симбирской губернии Самарскаго и Ставропольскаго уездов и о присоединении их к вновь образовываемой Самарской губернии, причём естественною границею между Самарскою и Симбирскою губерниями была принята река Волга, тогда заволжские слободы, с землею в количестве 12,000 десятин, считались уже частью города Симбирска и по ходатайству местного губернскаго начальства, были совершенно отделены от ведомства Ставропольских властей и по прежнему, остались в хозяйственном распоряжении Симбирской городской думы, а в полицейском и судебном – в ведомстве Симбирских властей». Далее он отмечал, что на левом берегу Волги располагались три городских слободы: южная – Королёвка (или Корольчиха), средняя – Канава и северная – Часовня. Не удивительно, что их жители, несмотря на принадлежность к мещанству, занимались на арендуемой у города земли преимущественно сельским хозяйством – садоводством, огородничеством и отчасти хлебопашеством. Продажа яблок, ягод, овощей, мёда и других продуктов являлась главным источником доходов. Земледельческий быт заволжцев отражался на внешнем виде слобод, который было не отличить от обычных сёл. Щедрые природные ресурсы левобережной поймы позволяли достойно жить без фабрик и заводов. Интересную информацию об островах на Волге между Симбирском и слободами приводит П. Мартынов: 1) Телячий, размером более 390 га, лежит посередине реки; б) Новый, площадью 93 га, расположен ниже первого острова, напротив Королёвки (образовался в 1868 году из песчаного наноса и с тех пор увеличивается; 3) Зотовский (Середыш), около 520 га, находится между Волгой и средней матёрой воложкой; 4) Казачий, размером около 490 га, прилегает к левому берегу, между Королёвкой и селом Красным Яром».
До появления в 1865 году пароходного и в начале XX в. железнодорожного сообщения с правым берегом заволжские жители занимались перевозом на лодках и плотах. Переправу на этом месте на рубеже XVIII – XIX вв. интересно и подробно описывал знаменитый писатель С.Т. Аксаков: «На перевозе ночевало много народу, и уже одна большая завозня, битком набитая лошадьми и телегами с приподнятыми передками и торчащими вверх оглоблями, чернелась на середине Волги, а другая торопливо грузилась, чтобы воспользоваться благополучным временем. Перевозчиков из деревни Часовни, лежащей на берегу, набежало множество, предлагая нам свои услуги. У них был какой-то староста, который говорил моему отцу, чтоб он не всем верил, и что многие из них вовсе не перевозчики, и чтобы мы положились во всём на него. Нагрузилась до последней возможности и другая завозня, отвязали причалы, оттолкнулись от пристани и тихо пошли на шестах вверх по реке, держась около берега. Дальше следует многословное и волнующее описание самой переправы, чуть было не закончившейся трагедией, так как началась буря.
Индустриализация левобережья началась с того, что в июне 1902 года состоялось официальное открытие поездов на участке Мелекесс (ныне Димитровград) – Нижняя Часовня.
Еще по теме:
Аграрная и промысловая специализация дала первую трещину в начале XX в. Индустриализация левобережья началась с того, что в июне 1902 года состоялось официальное открытие поездов на участке Мелекесс (ныне Димитровград) – Нижняя Часовня.
Дальше – больше. В октябре 1916 года вступил в строй долгожданный мост через Волгу, сооружённый по проекту известного инженера Н.А. Белелюбского (1845 – 1922). На тот момент он являлся самым длинным в России – около 2,1 км (общая длина 2,6 км). Кстати, автор проекта был главой русской школы мостостроения, ведущим профессором Петербургского института инженеров путей сообщения, создавшим на территории Среднего Поволжья 4 моста. Через 93 года, в 2009 году вступил в строй новый мост, расположенный несколько севернее старого и также упирающийся в Нижнюю Террасу. Однако старый автомобильный мост сохранил своё приоритетное значение.
Заключительным аккордом, на долгое время определившим облик микрорайона, стало строительство патронного завода, выпустившего первую продукцию в июле 1917 года. Сейчас ОАО «Ульяновский патронный завод» является одним из старейших оборонных предприятий России. До 1941 года он был основным индустриальным объектом ульяновского региона. Напомню уникальные факты из истории патронного завода:
1. За годы Великой Отечественной войны он выпустил более 5 миллиардов патронов к стрелковому оружию, что составило 80 % от общего количества всех произведённых в стране. Также в этот период 3 конструктора завода – Л.Н. Кошкин, А.И. Звягин и И.Н. Кузьмичёв за разработку и освоение технических новшеств были награждены Государственной премией СССР.
2. В 1959 г. в цехе №35 патронного завода имени Володарского было организовано серийное производство универсальной электронно-вычислительных машины (БЭСМ-2), разработанной под руководством выдающегося учёного-электротехника С.А. Лебедева, В 1962 г. началось изготовление специализированных ЦВМ (цифровых вычислительных машин).
3. В 1930 – 2010 гг. на патронном заводе работал старейший токарь России и планеты М.И. Лимасов (28.09.1909 – 29.06.2013) (в 2006 г. внесён в книгу рекордов Гиннеса). Трудовой стаж – более 80 лет. С 2009 г. в Ульяновской области учреждена премия его имени, которую ежегодно вручают лучшим представителям рабочих профессий. В октябре 2014 г. на Нижней Террасе открыта аллея Трудовой Славы имени Михаила Лимасова (ул. Пионерская, 9).
4. В 1967 г. в Ульяновске был образован первый музей промышленной истории – музей машиностроительного (патронного) завода имени Володарского. Сейчас в городе работает 7 музев истории промышленных предприятий (музей ОАО «УАЗ», 1975 г., музей ЗАО «Авиастар-СП», 1983 г. и музей моторного завода, 1984 г. и др.).
Патронный завод имени Володарского в середине 1950-х годов спас этот район от затопления рукотворным морем.
Еще по теме:
Патронный завод имени Володарского в середине 1950-х годов спас этот район от затопления рукотворным морем. Благодаря ему Нижняя Терраса стала и остаётся единственным городским районом в России, который находится ниже уровня ближайшего водоёма. Если когда-нибудь дамбу прорвёт, то эту местность затопит на высоту приблизительно от 6 до 10 м. Комплекс защитных гидротехнических сооружений спроектировали и построили в 1953 – 1957 годах для защиты территории площадью 1250 га с патронным заводом и жилого посёлка на 18 тысяч человек. Но по данным 1952 года под инженерную защиту отводилось 513 га, в том числе под основание дамбы – 65 га, под санитарную зону – 98 га, под карьеры, глубокий дренаж и прочее – 350 га. В данную площадь входили земли укрупнённого завода им. Володарского – 65 га, учхоза Ульяновского сельхозинститута – 105 га, Ульяновского военного лесничества – 10 га. Скорее всего, здесь не учитывалась площадь собственно жилой территории района, отсюда и разница – 1250 га и 513 га.
В мае 1958 года строители дамбы рапортовали об успешном окончании возведения инженерной защиты Володарского района.
Еще по теме:
Главным элементом комплекса является дамба длиной 8,2 км и высотой от 11 до 16 м. Она проходит по территории всех бывших Заволжских слобод. Показательно, что дамба защитила только территорию патронного завода и прилегающего к нему посёлка, в то время как основная часть Часовни, Канавы и Королёвки в конечном итоге был затоплена. В ходе сооружения инженерной защиты производилось множество работ, в том числе возведение земляной насыпи, бетонирование откосов, мощение основания дамбы, строительство насосных станций, дренажной галереи и других объектов. Обкомом КПСС часто отмечалось отставание от графика работы на этом участке. Тем не менее, в мае 1958 года строители дамбы рапортовали об успешном окончании возведения инженерной защиты Володарского района.
Судьба заволжских слобод оказалась тесно связана с образованием в 1955 – 1957 годах искусственного моря, возникшего в результате сооружения Куйбышевского гидроузла. В 1952 – 1958 годах в городской черте по левому берегу Волги был выполнен большой объём работ по строительству крупных инженерных сооружений: возведён новый автомобильный мост, реконструирован старый железнодорожный мост, возведена защитная дамба в Володарском районе и т.д.
Важным социальным мероприятием являлся процесс эвакуации людей из затопляемых селений на защищаемую территорию Заволжского района, которая получила название «Нижняя Терраса».
Еще по теме:
Одной из самых сложных задач являлась реконструкция железнодорожного моста и строительство рядом с ним на тех же опорах и не прерывая движения поездов, нового автомобильного моста. Трудность заключалась и в том, что из-за предстоящего резкого повышения уровня воды в Волге нужно было примерно на 8,5 метров поднять пролётные строения (для этого применялись блоки весом 5 тонн) и нарастить кладку опор старого моста. Этими сложнейшими работами занимались мостоотряд № 3, мостопоезд № 450, СМП-158 и ССМУ гидромеханизации. Кроме того, они сооружали подходы к мосту и укрепляли откосы насыпи. Общие площади мощения откосов насыпи и земляных работ составили соответственно 206 тысяч кв. м и 270 тысяч куб. м. По состоянию на 1 января 1955 года на этом участке фактически было выполнено работ на 72,5 миллиона рублей. Объём работ по капитальному ремонту и усилению старых пролётных строений составил 4,03 миллиона рублей, а затраты рабочей силы по норме для выполнения этих работ – 64395 человеко-дней. На 1 января 1957 года в мостоотряде числилось 954 человека. Главными проблемами были дефицит квалифицированной рабочей силы и текучка кадров. Они несколько раз обсуждались на заседаниях бюро Ульяновского обкома КПСС. Начавшиеся в 1953 году работы по старому и новому мостам были завершены в январе 1958 года, то есть продолжались 5 лет.
На территории Верхней Часовни многие семьи долго жили в землянках и полуземлянках.
Еще по теме:
Важным социальным мероприятием являлся процесс эвакуации людей из затопляемых селений на защищаемую территорию Заволжского района, которая получила название «Нижняя Терраса». К сожалению, в архивных документах, касающихся переселения, в основном фигурировал Заволжский район без деления на микрорайоны, поэтому данные именно по Володарскому району вычленить часто невозможно. В 1953 году для переселенцев в Заволжском районе было выделено 2300 участков, причём властям поступали многочисленные жалобы на маленькую площадь последних. Конечно, после житья в пойменном приволье скученность на новых местах не вызывала у людей особого восторга. Если коренные жители затопляемых частей Часовни, Канавы и Королёвки переехали преимущественно на защищаемую гидросооружениями Нижнюю Террасу (а также в район современного проспекта Нариманова, Верхнюю Часовню или сельскую местность), то некоторые жители из затопляемых сёл Ботьма, Архангельское, Сосновка и прилегающих к ним 4 деревень (Большое и Малое Пальцыно, Алексеевка и Петровка) эвакуировались на новую площадку – микрорайон «Верхняя Часовня». Здесь их ждала та же проблема – нехватка жилых помещений и теснота. На территории Верхней Часовни многие семьи долго жили в землянках и полуземлянках, хотя им постепенно предоставляли коммунальные и ведомственные жилплощади. К февралю 1954 года в этот район из зоны затопления перенесли более 1500 домов, а к июню – 1700.
1 ноября 1955 года исполком Володарского райсовета принял решение № 304 «О принудительном переселении граждан Володарского района, отказавшихся переселиться в установленный им срок».
Еще по теме:
Показательно, что были случаи отказов от эвакуации. Например, 1 ноября 1955 года исполком Володарского райсовета принял решение № 304 «О принудительном переселении граждан Володарского района, отказавшихся переселиться в установленный им срок». 11 жителей этого района не перенесли свои домовладения в установленные строки. Несмотря на неоднократные напоминания и предупреждения об ответственности за невыполнение решений райисполкома, они не перенесли свои дома и переносить их в текущем году отказались!
Райисполком решил установить окончательный срок переноса домовладений до 15 ноября 1955 года и предупредить переселенцев, что если они не выполнят решение, то дело будет передано районному прокурору для привлечения их к уголовной ответственности по статье 90 УК РСФСР за самоуправство, а дома будут принудительно снесены в соответствии с инструкцией, утверждённой решением Облсовета от 5 января 1952 года. Не сомневаюсь, что после подобных мер людям всё же пришлось переселиться.
Бурное развитие промышленности и создание Куйбышевского водохранилища отформатировали историю аграрной местности, практически полностью уничтожив её.
Еще по теме:
В 1955 году, накануне начала заполнения Куйбышевского моря, из затопляемой части Володарского района планировалось перенести следующие строения: здания Володарского райисполкома, ГорОНО (городского отдела народного образования), школ № 10 (Часовня), № 20 (Королёвка) и № 34 (Канава), фотографии, кинотеатра, библиотеки, инфекционной больницы, магазина №4, цеха переработки овощей, а также рынок, соляной ларёк керосиновая лавка, мельница и 8 жилых домов.
Нельзя не сказать и о том, что бурное развитие промышленности и создание Куйбышевского водохранилища отформатировали историю аграрной местности, практически полностью уничтожив её. Даже в названиях улиц закреплены знаковые фамилии и термины (понятия) индустриальной эпохи. Судите сами: улицы Краснопролетарская, Металлистов, Шоферов и т.д. Самое нейтральное название – это улица Заречная, которая также не отражает доиндустриальную историю заволжских слобод.
В 1794 году в них числилось всего 183 двора и 1252 человека, в т.ч. в Часовне 91 и 662, Канаве – 49 и 330 и Корольчихе (так в источнике) – 43 и 260. В 1866 году в Канаве был 71 двор, проживало 612 человек, в Королёвке – соответственно 88 и 731, Часовне – 121 и 1021, а всего в 280 дворах – 2364 человека. К 1913 году в Канаве насчитывалось 216 дворов и 1344 жителей (церковь, школа, больница), в Королёвке – 240 и 1513 (школа) и Часовне – 410 и 2324 (церковь, школа, почтовое отделение, пароходная пристань, станция Волго-Бугульминской железной дороги). Есть сведения о том, что в 1900 году среди прихожан Казанской церкви в Канаве было 18 раскольников. Общее количество населения Заволжского района в 1936 году равнялось 8391 человеку. В 2014 году на Нижней Террасе проживало около 26 тыс. человек (12 % от численности жителей Заволжского района).
Храмы Симбирского Заволжья
Документы, найденные в Государственном архиве Ульяновской области (ГАУО), однозначно свидетельствуют о том, что на территории заволжских слобод было 2 храма – Казанско-Богородицкий (Казанский) в Канаве и Никольский в Часовне. Подавляющая часть источников посвящена Казанско-Богородицкой церкви, о которой в основном я и буду рассказывать. Отмечу, что в нескольких документах 1930 года говорится и о церкви в Королёвке, но, скорее всего, здесь просто перепутали храмы в Канаве и Королёвке, тем более больше нигде информации о наличии третьего культового объекта нет.
Храм закрыли и затем взорвали примерно в 1937 году, а его местонахождение в 1956 – 1957 годах затопило Куйбышевское водохранилище.
Еще по теме:
Краткая история Никольского храма выглядит следующим образом. Официальным мотивом его сооружения была благодарность за сохранение жизни наследника престола Николая II после покушения на него во время путешествия по Японии в 1891 году. Хотя понятно, что на самом деле в качестве главной причины выступала острая потребность жителей Часовни (а она являлась самой густонаселённой слободой) в новом культовом здании, причём место для него определили ещё в 1814 году. Но средств до поры до времени не хватало. И вот в 1892 году на деньги купца В.В. Крайнова и других благотворителей, а также прихожан, началось строительство Никольской церкви, завершившееся в 1909 году. Она была однопрестольной и представляла собой одноэтажное здание из красного кирпича с деревянной колокольней площадью около 460 кв. м. Сохранились сведения о том, что с 7 по 9 января 1933 года при участии священнослужителей церкви по домам совершался крестный ход. Храм закрыли и затем взорвали примерно в 1937 году, а его местонахождение в 1956 – 1957 годах затопило Куйбышевское водохранилище.
Главная и старейшая в рассматриваемом районе церковь была возведена в 1850 году (окончательно достроена в 1854) на территории Канавы на средства прихожан и посторонних лиц и стараниями священника Дмитрия Михайловского, а освящена в июле 1856 года (сведения 1866 года). Каменное здание имело три престола – во имя Казанской Божией Матери, во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святителя и Великомученика Дмитрия Мироточца (правда, позже остался 1 престол, как и первоначально). Интересно, что до 1849 года слобода Канава относилась к приходу Смоленской церкви, находившейся на правом берегу, в Подгорье. Служители в новый храм были переведены из Преображенского храма на территории Подгорья, упразднённого в 1852 году. Также из него доставили иконостас и утварь.
Итак, священником новой церкви стал 46-летний Дмитрий Саввович Михайловский. За неутомимые труды и заботы по её строительству при освящении на него возложили набедренник, а через 2 года за усердную и полезную службу он получил благословение святейшего Синода. Кроме того, Михайловский получил от епархиального начальства множество благодарностей. В 1860 году на пожертвования был куплен колокол весом в 80 пудов (1,3 т). В 1861 году на средства, изысканные священником, при храме построили училище. Диаконом был Василий Александрович Петров, дьячками – Александр Ефимович Фавстрицкий и Павел Благоразумов.
В 1889 году священник Алексей Благовидный и диакон Василий Петров просили городские органы власти закрепить отведённую для постройки домов причта и усадебную землю законным актом на владение последней, чтобы её не выкупили частные лица. К этому времени первый священник церкви Михайловский уже умер, а его семья проживала в доме на участке для батюшки. По плану за храмом числился участок земли в 518 кв. сажень (0,24 га).
В Государственном архиве Ульяновской области хранится любопытное дело 1899 года – «О продаже старостою слободы Канавы жемчуга и камней с иконы Скорбящей Божией Матери». В августе этого года епископу Симбирскому и Сызранскому Никанору поступило прошение от прихожан Казанской церкви следующего содержания: «При нашем храме с иконы Скорбящей Божией Матери хранилась в кладовой с давнего времени риза. Ныне оказалось, что этой ризы нет, а священник о. Троицкий сказал, что церковный староста Балахонцев продал эту ризу. Исчезновение такой драгоценной памяти древности, ничем не заменимой, глубоко опечалила всех прихожан, из которых никто бы не дал согласия на продажу этой святыни. Поэтому мы вынуждены просить Ваше Преосвященство, приказать расследовать, куда утрачена риза. При этом заявляем, что старосту Балахонцева не будем иметь на этой должности, а добровольно изберём другого старосту».
Рассмотрение этого прошения длилось в Симбирской духовной консистории до октября. В итоге было установлено, что Михаил Балахонцев действительно продал жемчуг с ветхой ризы иконы, которая в церковной описи не значилась и хранилась в кладовой, а информацию о вырученных деньгах (135 рублей) занёс в специальную книгу. Поэтому неблагонамеренности в его действиях не нашли и оставили в той же должности, но внушили старосте и священнику, чтобы в будущем они не допускали продажи принадлежащих храму вещей.
Весной 1915 года представитель Канавского судосберегательного общества Михаил Дьяков разместил большой склад дерева на прилегающей к храму площади. Церковный причт и староста обратились в духовную консисторию с просьбой убрать склад, который, по их мнению, находится на близком расстоянии от храма, что незаконно и опасно. Кроме того, торговля лесом обычно сопровождавшаяся криками и бранью, могла помешать богослужениям и отвлекать внимание верующих. Просьбу удовлетворили, а полицейскому управлению было поручено следить за соблюдением распоряжения о недопущении торговли на указанном месте.
Если в 1904 году в приход Казанской церкви входили все Заволжские слободы и деревня Петровка, то в 1916 году в нём остались только Канава и Королёвка. Как я уже писал, в 1909 году в Часовне стала действовать Никольская церковь, в приход которой входила и Петровка.
В 1930 году развернулась масштабная кампания по закрытию Казанской церкви.
Еще по теме:
В 1920-е годы Казанский храм описывался как одноэтажное кирпичное оштукатуренное здание объёмом 1284 куб. м с двухъярусной колокольней и деревянной сторожкой. В списке служителей культа г. Ульяновска и Заволжских слобод от 08.11.1926 г., лишённых избирательных прав, числились священник Арсений Иванович Иванов и диакон Сергий Петрович Вознесенский из Казанского храма, а также протоиереи Пётр Александрович Сергиевский и Сергий Алексеевич Добролюбский, диакон Дмитрий Александрович Немков и диакон-псаломщик Леонид Иванович Иванов из Никольского.
В 1930 году развернулась масштабная кампания по закрытию Казанской церкви. Политика местных властей всех уровней, как видно из источников, с одной стороны, вызвала поддержку рабочих патронного завода, интеллигенции, служащих, низовых парторганизация и представителей других слоев населения и организаций и учреждений, а с другой стороны, встретила ожесточенное сопротивление верующих.
Наибольший интерес представляет подробный доклад ответственного инструктора ОКРИКа (окружного исполнительного комитета) П.С. Мунцурова президиуму Ульяновского окрисполкома от 6 июля 1930 года по делу о закрытии церкви в Слободе Канава Заволжского райгорсовета Ульяновского округа и о выполнении поручения президиума ОКРИКа о проведении разъяснения верующим в связи с подачей последними жалобы во ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) на неправильные действия местных органов. Приведу его полностью с незначительными сокращениями: «Дело о закрытии церкви в Слободе Канава возникло 16.01.1930 г. и ранее состоявшихся по этому вопросу постановления и ходатайства, как-то: от госзавода № 3 со всеми цехами и обслуживающими его организациями… по ходатайству граждан слобод Канава и Королёвки… Горсовет с постановлениями как Заволжского горсовета, госзавода № 3, бедняцко-батрацких и крестьянских собраний ходатайствующих о закрытии церкви, согласился с закрытием церкви в слободе Королёвка, одновременно о её закрытии запросил санкцию от президиума Ульяновского ОКРИКа от 25.02.1930 г…. договор с верующими на церковь расторгнут, каковую предложено… закрыть, передав последнюю райгорсовету для использования под клуб – после утверждения постановления президиума Окрисполкома – Крайисполкома.
Постановление Крайисполкома от 18.05.1930 г. за № 91… церковь находящаяся на территории расположения завода постановлено закрыть и здание передать для культурно просветительных целей.
На постановлении Крайисполкома, а также предыдущих постановлений как указано выше, группой верующих граждан слобод Канавы и Королевки подана во ВЦИК жалоба, в которой они указывают: 1) что церковь закрыта была в административном порядке помимо желания верующих, а также на том основании с неё сняты колокола о том, что их ходатайство возбужденное перед Ульяновским Окрисполкомом ОКРИК оставил без удовлетворения, на основании чего и просит ВЦИК дать распоряжение ОКРИКу о немедленном открытии церкви.
Согласно распоряжению секретариата ПредВЦИКа Ульяновским Окрисполкомом от 02.06.1930 г. … по поручению члена президиума ВЦИК тов. Смидовича, жалобу эту предложено рассмотреть – с одновременным извещением о результате решения во ВЦИК, а до решения во ВЦИКе церковь передать в пользование верующих, а лиц нарушивших закон привлечь к ответственности.
Рабочие госзавода №3 со всеми цехами и обслуживающими его организациями, 2) служащие больницы, 3) парторганизация горрайкома слобод Канава, Королёвка, 4) учителя, обслуживающие школы, персонал и учащиеся слобод Канава и Королёвка в количестве до 150 человек, 5) батраки, бедняки и единоличники слободы Канавы в числе 47 чел. и Королёвки 100 человек, 6) союз железнодорожников, 7) члены союза Совторгслужащих: все вышеперечисленные организации и группы сельхозобъединений, узнав о сборе подписей группы верующих из слобод Канавы и Королёвки… категорически протестуют против лживости утверждения, что церковь закрыта административным путем, а также настоятельно требуют от Райгорсовета и Окрисполкома об оставлении здания бывшей церкви под клуб…
Выездом на место из Ульяновска с председателем Заволжского Райгорсовета тов. Абутовым установлено следующее: сего 3-го июля подъезжая к зданию Горсовета в 3.1/2 часа дня, нас встретила толпа женщин в количестве приблизительно около 80 человек, в том числе мужчин было не более как человек 10, все потребовали результата решения ОКРИКом вопроса о передаче в их пользование закрытой церкви, для ознакомления и разъяснения верующим по этому вопросу им предложено было войти в здание Райгорсовета, причем мной детально было указано на все те ходатайства и протоколы на основе которых было начато дело, а также и на неправдоподобность их заявления поданного во ВЦИК о том, что церковь закрыта административно без ведома верующих, а с полного согласия подавляющего большинства (за 2048 человек, против 186 – Е.А. Б.) верующих и что у них в слободе Канаве имеется другая церковь для удовлетворения религиозных потребностей.
Разъяснительная работа продолжалась около 3 ½ часов, причем в течение 2-х часов собравшиеся держали себя сдержанно за исключением некоторых выкриков со стороны… женщин заявляющих о том, что не было того количества собравшихся, которое указано в протоколе вынесенном общим собранием об отказе от церкви.
По заявлению секретаря Райкома тов. Макеева число подписей об отказе от церкви только по однbм слободам Канавы и Королёвки достигает до 500 человек.
Еще по теме:
Абсолютное спокойствие продолжалось до тех пор пока не выступила пришедшая «делегация», которая 3 июля с.г. находилась в Ульяновске присутствующая при разрешении вопроса на комиссии при Окрисполкоме по вопросу о предоставлении церкви верующим слободы Королёвки. Сообщившая собравшимся о том, что комиссией в их ходатайстве отказано, получился неимоверный ЧЕРТОПОЛОХ продолжавшийся около 1 ½ часа, конечно в этот период времени контингент присутствующих пополнился приблизительно до 100 человек… которые стоя в отдаленных углах зала сзади на ускивали женщин быть требовательнее, следствием чего получилось проявление религиозного фанатизма, «НА КУЛАЦКОЙ ПОДКЛАДКЕ», можно было слышать вой десятка старух обращающихся к присутствующим, чтоб последние крепче действовали не останавливаясь не перед чем (голосили насколько хватит их сил)… настаивающих, что как рабочие а также и колхозники от церкви не отказывались… говоря будем настаивать до тех пор пока не передадут… наивность последних проявляется начиная с 29.06.1930 г. ежедневно, чем приостановлена работа Райгорсовета. Конечно как и следовало ожидать часть женщин под шумок пускали возгласы антисоветского порядка против мероприятий проводимых Соввластью, по части хлеба и недостаточном снабжении крестьян. Сопоставляя Пятидневку рабочих, которым нужен «КЛУБ» и семидневку крестьян, которым нужна «ЦЕРКОВЬ»… вплоть до нежелания Совласти.
В этот момент остановить их было почти невозможно, следует отметить характерный случай, одна гражданка попросила слова с состоящего стола на котором она находилась, на минуту публика успокоилась, но когда узнали, что она просит собравшихся тишину и прочее, её тут же сняли, где пришлось попросить вмешательства милиции, были также попытки возбудить толпу произвести открытие церкви самочинно, или же всей карпарацией двинуться в Ульяновский ОКРИК.
После успокоения было дано разъяснение и конечно пришлось согласиться на том, что этот вопрос будет разрешен на заседании президиума ОКРИКа в самое ближайшее время, на которое Вы высылайте 2-3 представителя (на что собравшиеся охотно согласились).
Заволжский Горрайком категорически настаивает на отказе в ходатайстве, так как выступление женщин считает частичным и мало значительным, оперируя на проведение большой подготовительной разъяснительной работы среди масс как рабочих, а также крестьянского населения.
…По заявлению секретаря Райкома тов. Макеева число подписей об отказе от церкви только по однbм слободам Канавы и Королёвки достигает до 500 человек.
В результате следует отметить, что парторганизация Заволжского района проделала громадную общественно-политическую работу как недостаток она не доведена до конца с рабочими массами, в особенности среди рабочих происходящих из названных слобод, замечено двуручничество в этом вопросе, некоторые официально – формально против религии и церкви, но на деле возбуждают женскую массу в первую очередь своих жён, которые… назойливо требовали открытие церкви в течение последних пяти дней, своими действиями играющими на руку кулацкой части, также влияли на отсталые в культурном отношении кучку женщин единоличниц и частью на колхозниц…» (орфография и пунктуация сохранена).
Немало слободчан выступало против антирелигиозной политики.
Еще по теме:
В этом документе, как и в ёще одном, в нескольких местах говорится о закрытии храма в Королёвке. Думаю, что это просто ошибка их составителей, так как во-первых, по дореволюционным источникам в Заволжье действовало только 2 церкви, во-вторых, во всех остальных документах упоминаются только Никольский храм в Часовне и Казанский в Канаве (в 3-4 км от первого). Массовые волнения верующих заволжцев 3 июля, довольно-таки подробно описанные чиновником (что само по себе является неординарным событием), свидетельствуют об остроте и масштабности ситуации, фактически вышедшей из-под контроля властей. Их неумение решать злободневные вопросы нередко приводило к подобным конфликтам, которые, как правило, решались административным путём. В мае 1930 года Казанскую церковь закрыли (правда, есть документы за февраль, март и апрель с решениями о её закрытии, но, видимо, их не выполнили). Очевидно, что властные структуры готовились к этому заранее. Ликвидации храма предшествовала длительная переписка между Средне-Волжским краевым административным управлением, волжским районным городским советом, президиумом окружного исполкома, в которой обсуждалась возможность закрытия церкви с точки зрения дальнейшего использования здания и её посещаемости церкви. Кроме того, по указанию сверху в январе – июне 1930 года готовилось общественное мнение. В архиве сохранилось много писем (протестов), от рабочих, крестьян, комсомольцев, учащихся и других о том, что они, услышав о сборе верующими слобод Канавы и Королёвки подписей с просьбой об открытии церкви, закрытой на основе желания подавляющего большинства рабочих и бедняцко-середняцких масс, категорически протестуют против лживого утверждения и требуют её передачи под клуб. Этому же были посвящены многочисленные протоколы общих собраний местных жителей, в том числе рабочих. Тем не менее, как видно из доклада П.С. Мунцурова, немало слободчан выступало против антирелигиозной политики.
После закрытия Казанский храм превратили в межрайонный клуб «Аврора», позже к нему добавили кинотеатр и переименовали в «Ударник» (неофициальное название – «Фергано»).
Еще по теме:
Последний раз в доступных архивных документах о Казанской церкви упоминалось в ноябре 1930 года на заседании президиума Заволжского горсовета: «Слушали: Использование Канавской церкви под культурное учреждение. Постановили: …В слоб. Н. Часовня самими крестьянами с Часовенской церкви сняты колокола. В слоб. Канаве точно также самими крестьянами сняты колокола и закрыта церковь, ключи от каковой переданы в Совет, каковую использовать под клуб».
Итак, после закрытия Казанский храм превратили в межрайонный клуб «Аврора», позже к нему добавили кинотеатр и переименовали в «Ударник» (неофициальное название – «Фергано»). Перед созданием Куйбышевского водохранилища здание бывшей церкви разрушили, а место было затоплено.
В 1930-е годы НКВД возбудило 2 дела в отношении верующих и служителей церкви Часовни: 1) № П-4403 «По обвинению церковного сторожа церкви с. Новая Часовня Ульяновского района Самаркина Ивана Гордеевича в антисоветской агитации» (начато 8 августа и закончено 11 августа 1937 года); 2) № 4830 «О контрреволюционной группе церковников в слободе Нижняя Часовня Ульяновского района» (начато 27 октября и закончено 12 ноября 1937 года). И.Г. Гордеев был расстрелян 27 августа 1937 года. Реабилитирован в 1989 году Ульяновской областной прокуратурой. По второму делу к расстрелу приговорили иеромонаха Александра (Александра Дмитриевича Карназеева), мирянина-«церковника» Константина Герасимовича Тимофеева, к 10 годам концлагеря – священника Никанора Акимовича Трушина, членов церковного совета Алексея Егоровича Сурова и Леонтия Ивановича Грибанова, к 8 годам лагеря певчую церковного хора Антонину Ивановну Фёдорову и «активного церковника» Фёдора Николаевича Фёдорова. Все они были реабилитированы Ульяновской облпрокуратурой в 1989 году.
В числе строений, подлежащих сносу в 1955 году на территории Володарского района, находилась и часовня (на месте бывшей слободы Часовни). Она была сложена из прочного красного кирпича, и поэтому её взорвали. Однако ещё в мае 1953 года Володарский райисполком сообщал уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Ульяновской области, что на территории района в наличии никаких церковных зданий нет. Власти явно поторопились отчитаться…
5 памятных дат и уникальных фактов истории Часовни, Канавы и Королёвки
1) вторая половина XVIII в. – предположительное время основания Заволжских слобод (эта гипотеза требует тщательной проверки); судя по статусу селений (слободы), его первыми жителями были свободные люди, которые занимались ремеслом, торговлей и земледелием;
2) главной архитектурной и духовной доминантой для населения слобод с 1850 г. являлась Казанская церковь (Канава), закрыта в 1930 г., разрушена в первой половине 1950-х гг.; в 1909 г. построили Никольскую церковь (Часовня), которую закрыли и уничтожили примерно в 1937 г.;
3) в 1913 г. в Канаве были церковь, школа и больница, в Королёвке – школа, в Часовне – церковь, школа, почтовое отделение, пароходная пристань и станция Волго-Бугульминской железной дороги;
4) в 1916 году на территории заволжских слобод построили патронный завод (ныне один из старейших оборонных предприятий России); в конечном итоге он коренным образом изменил историю данной местности и спас её от затопления в 1956 – 1957 гг.;
5) в 1952 – 1955 гг. жители Часовни, Канавы и Королёвки из затопляемой части переселились на защищённую территорию, в новый микрорайон – Нижнюю Террасу, который благодаря комплексу гидротехнических сооружений (в т.ч. дамбе) стал единственным в России городским районом, расположенным ниже уровня расположенного рядом Куйбышевского водохранилища.
Евгений Бурдин
Акварели Архангельского с изображением заволжских слобод:
Читать дальше:
- Начали красить железнодорожный мост через Волгу
- Проверили опоры железнодорожного моста через Волгу
- Смотрины: от оползня защищаются мусором
- Ремонт асфальта на новом мосту закончат к концу августа
- Ульяновец провел ночь на гидроцикле без бензина