Яндекс.Метрика

Либеральный ликбез

Нескончаемый спор между “западниками” и “славянофилами”, начавшийся еще с первого “философического письма” Петра Чаадаева, приобрел новую силу в современной России в начале второго десятилетия XXI века. Этот новый этап обозначился разделением общества на так называемых “патриотов” и “либералов”. Очевидно, что оба термина не следует понимать буквально, поскольку либералы могут любить родину, а патриоты придерживаться идей социального государства. Однако, если в самом интеллектуальном споре по поводу фундаментальных проблем общества и путей их решения нет ничего плохо, а даже наоборот, то когда к этому спору подключается политическая элита и направляет мощь государства на поддержку одной из сторон, “игра” приобретает “нечестный” характер. Государство как институт теряет свою необходимую роль выразителя интересов всех и становится на позицию, выгодную элитам, целью которых является сохранение власти. Термин “либерализм” стал жертвой такой информационной политики, направленной на дискредитацию руководства России до 2000 года.

В этой статье я попытаюсь раскрыть понимание современного либерализма и привлечь внимание читателей к тому, что современный либерализм не имеет ничего общего с потерей государственного суверенитета и обнищанием населения.

Современный либерализм появляется в начале XX века не в последнюю очередь благодаря образованию первого в мире социалистического государства в России, но и благодаря внутренним процессам, происходящим на Западе. Очередной мировой кризис капиталистической системы, пришедшийся на первую треть XX века заставил государства пересмотреть свою роль в экономике в сторону большего присутствия. В США этот процесс завершился во время президентства Франклина Рузвельта. Вторая мировая война подкрепила новую для западных государств функцию. Разрушенные города, миллионы обескровленных людей не давали государству иной альтернативы, кроме как по-отечески заботиться о населении, восстанавливать уничтоженную войной инфраструктуру, давать людям надежду на лучшее будущее. Послевоенные годы на Западе связаны с экономическим бумом, что привело к появлению так называемого “государства всеобщего благосостояния”. По-новому стала пониматься и сама свобода. Как пишет известный британский политолог Эндрю Хейвуд: “речь шла не о той ситуации, где тебя попросту оставляют в покое (ибо это ведь может означать и свободу умереть от голода), а о той свободе, что предполагает свободное развитие и самореализацию человека”. Либерализм “всеобщего благосостояния” начисто отринул представления классического либерализма о свободном капитализме. Доминирующими стали представления о том, что благосостояние может быть достигнуто только лишь за счет государственного вмешательства в экономику, широких социальных программ поддержки наиболее незащищенных слоев населения. Либералы создали и новое понимание прав человека. К таким фундаментальным либеральным правам как право на жизнь, свободу и владение собственностью были добавлены и другие (право на образование, право на медицинское обеспечение и так далее), а сами фундаментальные права были скорректированы (не просто право на жизнь, а право на достойную жизнь, например). Можно сказать, что кредо современного либерала выглядит примерно так: “права – это хорошо. Давайте сделаем больше прав”. Это привело к увеличению налогового бремени. В 1980-е годы с приходом к власти Рональда Рейгана слово “либерал” в США стало ругательным, собственно как и сегодня в России, но по другим причинам. В послевоенной Европе либерализм не утвердился, однако схожих результатов добились социально-демократические партии, активно продвигающие идеи социального государства при сохранении демократических прав и свобод. Поэтому сильных различий между современным либералом и социал-демократом найти вряд ли удастся. Либерализм по утверждению того же Хейвуда превратился в “метаидеологию, способную охватить самый широкий круг взаимопротиворечивых ценностей и взглядов”.

Переходя к нашей стране, хотелось бы сразу оговориться, что либерализм в России носил социальных характер с момента его собственно зарождения на нашей земле. Все же, несмотря на значительные теоретические наработки в этой сфере, либерализм в нашей стране плотно ассоциируется в рыночными реформами начала 1990-х годов, которые привели к значительному социальному и имущественному расслоению. На этот же период приходится активное сотрудничество и значительное улучшение отношений между Россией и США. Неудивительно, что сложности переходного периода в купе с практикой залоговых аукционов стали использоваться современными элитами в своих политических целях, хотя неоднократно подчеркивалось, что пересмотров итогов той же приватизации не будет. Сами же 1990-е годы имели мало общего с либерализмом. Как уже было отмечено, в 2000-е годы стало общим делом списывать неудачи внутренней и внешней политики на события прошлого. Такое состояние сохраняется и на сегодняшний день. Либеральные партии в России начиная с 2003 года не имеют своих представителей в российском парламенте, и существующие реалии не дают оснований для предположений, что ситуация изменится в будущем.

В заключение хотел бы отметить, что либерализм как политическая идеология имеет длительную историю. Современный либерализм представляет из себя политическую идеологию, которая сочетает элементы социального государства и демократического политического устройства общества. И каждый, кто употребляет слово “либерал” по отношению к другому, с необходимостью должен иметь описанное в виду.

Оцените новость: