Статья 10 закона “о защите прав потребителей” предоставляет большие возможности получить информацию о товарах, работах и услугах: «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». В этой же статье подробно изложено, какая именно информация должна быть предоставлена. Разумеется, на практике, даже самые простые юридические договоры требуют от человека достаточно серьёзного уровня грамотности, а установленных законом требований недостаточно для защиты прав.
В Центр по защите прав потребителей часто обращаются люди, купившие тот или иной товар в кредит. Рассмотрим наиболее распространенный пример. Господин Иванов приобрёл в автосалоне автомобиль по цене 600000 рублей. В связи с нехваткой накопленных денежных средств, он обратился в кредитную организацию. Банк заключил кредитный договор на сумму 400000 рублей. Иванову повезло: банк с соблюдением всех норм, предоставил договор предоставления кредита, правила кредитования, график платежей с подробным описанием, какие суммы и когда надо платить.
Однако этот же договор предусматривал обязанность Иванова застраховать приобретаемый на кредитные деньги автомобиль от рисков повреждения и хищения. Конечно, Иванов не знает, что есть норма статьи 16 все того же закона о защите прав потребителей: «Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме».
Часто менеджеры, кредитные консультанты вводят клиента в заблуждение, уверяя что то или иное условие кредитного договора обязательно к исполнению. В рассматриваемом примере такое убеждение относилось и к необходимости застраховать свой автомобиль. Однако кредит и страхование это совершенно разные финансовые услуги.
На отвлеченном доведенном до абсурда примере этот вопрос становится значительно проще для восприятия и понимания. Вы пришли на рынок за картофелем. Продавец готов продать мешок великолепного цильнинского картофеля, но не может это сделать, потому что его стандартный договор купли-продажи картофеля требует обязательного приобретения Вами ещё и мешка моркови. Но ведь Вы пришли за картофелем!
Придя на рынок кредитования, не надо покупать к своему кредиту страховку. Только если Вы сами не сделали такой ВЫБОР. То есть осознали последствия и подтвердили это своей подписью. Стоящая под договором подпись (да ещё и на каждой странице) свидетельствует о том, что Вы прочитали и приняли условия, которые предлагаются.
Не надо торопиться подписывать бумаги, которые Вы не читали, а прочитав не поняли или не поняли до конца их смысл. Всегда можно обратиться за консультацией и выбрать другую кредитную организацию, которая может предоставить кредит на подходящих Вам условиях. Иначе придя за картофелем – придется платить за морковь.