Яндекс.Метрика

«Симбирск», который лопнул

11 ноября в Губернском банке «Симбирск» согласно приказу Центробанка РФ назначена временная администрация. Причиной этого стал отзыв лицензии у ульяновского банка. Основной задачей временной администрации станет инвентаризация имущества и счетов банка и, по-возможности, возврат средств клиентам банка. Судя по всему, многим физическим лицам, которые являлись клиентами банка, придется рассчитывать на возмещение своих вкладов за счет агентства по страхованию вкладов, а кредитовавшемуся в банке бизнесу — на участие в конкурсном производстве в рамках дела о банкротстве. Когда из старейшего банка современного Ульяновска вывели активы и как его довели до ликвидации? Что делать? Кто виноват? Мы внимательно изучили документы и нашли ответы на эти вопросы.

Банк «Симбирск» фактически прекратил обслуживание клиентов в конце сентября после того, как на его деятельность обратил внимание Центробанк РФ. Тогда регулятор вынес в отношении ульяновского банка предписание, согласно которому замораживались все операции по основным счетам банка. Теоретически, подобного рода ограничения призваны позволить банку каким-то образом быстро увеличить активы для того, чтобы снизить риски, но на деле подобный исход оказывается возможен только для совсем «карманных» банков, обслуживающих исключительно «родительские» компании. Несмотря на то, что банк «Симбирск» активно обслуживал интересы бизнесов семьи Дунаевых (по состоянию на начало 2014 год основным акционером банка с долей в 54,97% является Андрей Дунаев), напрямую отнести его к такого рода банкам нельзя.

Не у тех брали?

Свою историю банк ведет от «Желдорбанка», созданного в Ульяновске в 1990 году консорциумом крупных предприятий города, среди которых основную роль играли предприятия, связанный с Куйбышевской железной дорогой. В 2003 году банк был преобразован в ОАО ГБ «Симбирск», среди основных акционеров которого оказались ОАО «Ульяновсккурорт» семьи Дунаевых (около 20% акций, доля была увеличена в 2009 году за счет доли Андрея Дунаева) и Андрей Дунаев (70% акций). Впоследствии банк проводил дополнительные эмиссии акций, и к концу прошлого года акционеров банка насчитывалось более 50, большей частью миноритарных. Среди них оказались и ГУП «ПАТП 2», фабрика «Русь», Автотранспортное предприятие номер 5, общество слепых, моторный завод и т. д. По данным на 2013 год общий объем уставного капитала банка составлял 180,2 миллиона рублей, но доля миноритариев в нем была очень небольшой. По мнению аудиторов, оценивающих финансовую устойчивость банковского сектора, подобная структура акционерного капитала характерна для банков, которые работают с ограниченным числом клиентов, которые и являются его акционерами. Обычно в таких случаях банки выступают «прокладкой» для удобного получения бизнесом дешевых денег.

Но ГБ «Симбирск», судя по его финансовой отчетности за последние 8 лет, исповедовал несколько иную тактику, активно привлекая финансовые средства со стороны. При этом крупнейшими клиентами банка были далеко не только ульяновские компании. По состоянию на начало 2014 года основными источниками активов банка оказались кредиты ООО «Нева групп» (Санкт-Петербург), ульяновских застройщиков «Силен» и «Ледком», Невского техн. завода, ООО «АБЗ» и ряда других крупных компаний. Общая сумма кредитов, выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, составляла 604,8 миллиона рублей. Кредиты физических лиц формировали активы на 394,3 миллиона. Других средств банк практически не привлекал.

Не тем давали?

Серьезные проблемы у кредитного учреждения начались в прошлом году, когда в портфеле банка резко выросла доля просроченной задолженности по кредитам. 64,25 миллиона «Симбирску» задолжали юридические лица, а 44 миллиона составила просрочка по кредитам физических лиц. В результате по итогам прошлого года сумма просроченных активов у банка увеличилась почти в 10 раз, до 112 миллионов рублей. При этом резервы банка увеличились лишь на 78 миллионов, причем, по мнению аудиторов, они оказались далеко не самыми качественными.

Несмотря на это, банк продолжал выдавать кредиты, в том числе и аффилированным структурам. Компании, связанные с «Ульяновсккурортом» и Узловым машиностроительным заводом (связаны с семьей Дунаевых), получили кредитов более, чем на 40 миллионов рублей, были продлены и кредитные линии целому ряду крупных клиентов банка, в том числе и тем, которые имели перед ним задолженность. Очевидно, что имеющиеся у банка резервы на возможные потери перестали в достаточной мере покрывать все имеющиеся риски.

На фоне этой ситуации в конце 2013 года доля Андрея Дунаева в банке снижается с 69,97 до 54,97%. 15% акций перераспределяются между новыми акционерами. Ими становятся ульяновцы Виктор Ананьев, вошедший собственным ООО «Альянс», и Максим Антонов (через ООО «Прогресс»). По-видимому, новых акционеров можно ожидать в числе участников приближающегося банкротного процесса банка.

Еще по теме:

Не так считали?

Последний квартал прошлого года ГБ «Симбирск» закончил с убытком в 50 миллионов рублей на фоне продолжающихся задержек по обслуживанию кредитов со стороны клиентов. Впрочем, на индикаторах ликвидности эта ситуация не отразилась — отчетность, подаваемая банком в Центробанк, показывала, что по всем необходимым индикаторам «Симбирск» находится в «поле допуска».

В начале этого года после изменения структуры основных собственников ситуация внезапно улучшилась. Согласно бухгалтерской отчетности, банку удалось даже получить прибыль в размере 1 миллиона рублей, но при этом доходы по процентам от банковской деятельности у «Симбирска» упали в разы — со 180 до 38,7 миллиона рублей. Судя по документам, из банка начался активный вывод активов. Как же банку удалось получить прибыль? Ответ на этот вопрос прост — за счет сокращения расходов — в 6 раз сократились выплаты по депозитам физических лиц, а также банк не стал накапливать резервы.

Кризисная ситуация «заморозилась», а «прибыль» оказалась искусственной.

Еще по теме:

Но уже во втором квартале банку пришлось делать отчисления в резервы, что автоматически привело к убыткам в 38 миллионов рублей. Активы юридических лиц потекли из «Симбирска» рекой — в банке осталось (по состоянию на 1 октября) лишь 96 миллионов. При этом со второго квартала начался рост расходов и доходов по депозитным выплатам физическим лицам. Получается, что в банк, состояние которого внушает опасения, внезапно массово понесли деньги?

Отчетность за третий квартал публикуется в начале октября. Согласно ей, тенденция продолжалась до последнего. На 1 октября в банке оказалось вкладов физических лиц на 698 миллионов рублей, что лишь на 60 с небольшим миллионов меньше, чем по состоянию на конец 2013 года.

Что дальше?

Но, как мы уже писали, Центробанк в сентябре приостановил деятельность банка, причем практически одновременно с появлением на сайте банка сообщения о возможной дополнительной эмиссии его акций, по-видимому, рассчитанной на возможное увеличение резервов. Логичным на этом фоне стал и отзыв лицензии 11 ноября — Центробанк посчитал, что высокорискованная кредитная политика банка, не обеспеченная резервами, создает угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, в отношении которых банк допустил в октябре случаи неисполнения своих обязательств. Попросту говоря, у банка кончились реальные деньги.

На что же теперь рассчитывать вкладчикам? Основной акционер банка уже заявил через СМИ о том, что у банка хватит активов и имущества, чтобы выполнить все обязательства. Понятно, что уже в рамках конкурсного производства. Звучали и оценки возможных активов. Но вряд ли все окажется так радужно — как отмечали аудиторы ещё в конце прошлого года, резервы банка состоят в основном из резервов низких групп ликвидности. На практике скорее всего эти резервы окажутся в виде достаточно проблемной кредиторской задолженности, которую агентству по страхованию вкладов будет крайне сложно продать в рамках дела о банкротстве банка. Впрочем, вкладчики-юридические лица могут рассчитывать на то, что получат свои деньги за счет распродажи недвижимости банка.

А вот физическим лицам, по-видимому, придется рассчитывать только на агентство по страхованию вкладов. Выплаты должны начаться уже в конце ноября. Напомним, что вкладчики (как те, которые делали вклад давно, так и те, кто внезапно и неожиданно решил воспользоваться услугами банка когда у него наступили тяжелые времена) могут получить компенсацию в размере до 700 тысяч рублей.

Читать дальше:

Оцените новость: