Яндекс.Метрика

Лучшая ульяновская учительница знает, как воспитать патриотов

Преподаватель истории и обществознания средней школы №23 Димитровграда Екатерина Федотова стала лауреатом всероссийского конкурса «Учитель года-2014», войдя в число 15 лучших учителей страны, и встретилась с президентом Владимиром Путиным в государственном Кремлевском Дворце. Добиться признания госпоже Федотовой удалось благодаря инновационной практике развития патриотизма среди школьников.

Из Москвы лучшая учительница Ульяновской области приехала окрыленная и готовая к новым подвигам.

«Впечатления, конечно, самые замечательные, – рассказала 31-летняя Екатерина Викторовна, – во-первых, от общения с высокопрофессиональными педагогами, которые представляли свой опыт на конкурсе. Конечно же, для нас организаторы конкурса устроили большой праздник. На самом высоком уровне проходило и открытие, и закрытие конкурса в Государственном Кремлевском Дворце».

Как призналась Екатерина Викторовна самые яркие впечатления остались, конечно же, от встречи с президентом РФ Владимиром Путиным. Ульяновская учительница поинтересовалась у президента, возможно ли провести конкурс «Учитель года» на международном уровне:

«Интересно посмотреть на международную практику педагогического преподавания. Знаю, подобные конкурсы проводятся в разных странах: в Белоруссии, на Украине. Хотелось бы видеть в будущем продолжение всероссийского этапа. Путин ответил, что над этим вопросом уже думают».

Педагог из Мулловки

Екатерина живет в Мулловке. В димитровградскую школу №23 она пришла в 2005 году сразу после обучения в Ульяновском педагогическом университете, который, кстати, окончила с красным дипломом. Впрочем, до этого будущий педагог также окончила с золотой медалью общеобразовательную школу. К участию в конкурсе «Учитель года-2014» Екатерина шла в течение всего своего педагогического опыта.

«Педагог готовится к подобному конкурсу на протяжении всей своей педагогической деятельности. За год или месяц подготовиться просто невозможно. Конечно, все познается в сравнении и уровень своего профессионализма можно познать и оценить только на подобном конкурсе. Шла подготовка, выполнялись все задания. Основная цель всероссийского конкурса – достойно представить Ульяновскую область, показать свой педагогический опыт, свои инновационные технологии, которые применяются на уроках и внеурочных мероприятиях. Педагоги – люди особые. Каждый учитель, принимающий участие во всероссийском конкурсе «Учитель года», уже трижды победитель. Сначала он победитель школьного этапа, затем – муниципального, потом – регионального. Поэтому учителям даже в большей степени интересно посмотреть, как работают педагоги из других регионов, поделиться своим опытом».

На благо детей и страны

Для кого-то участие в подобном конкурсе – это ступенька вверх по карьерной лестнице. Но, по словам Екатерины, главное – это изменение внутреннего состояния, «когда ты понимаешь, что работаешь не на свое собственное благо, а на благо образования своей страны, на благо детей, на благо Отчества».

«Конкурс существует 25 лет, а для Димитровграда это первая победа за последние 18 лет. Кто знал о нашем городе в масштабах страны? А уж тем более о Мулловке? Я всегда говорю, каждый своим трудом ставит отметку на карте. И мы очень гордимся тем, что наша Екатерина внесла свою лепту в историю нашего региона, города и своего поселка. Она очень искренняя, живая и всегда стремится вперед. У нее есть все задатки, думаю, сподобим ее на поступление в аспирантуру», – не без гордости говорит заместитель директора по воспитательной работе Елена Волкова.

Поддержка семьи

Кстати, в этом году Екатерина вышла из декретного отпуска, но благодаря своему энтузиазму и энергичному характеру сразу вошла в курс дела и занялась подготовкой к конкурсу. И вот результат – стала лауреатом!

«Мне очень хорошо помогает моя мама, она на пенсии. Когда я уезжаю по работе, она сидит с внучкой. Конечно, поддерживает муж и отец. Если бы не семейная поддержка, нельзя было бы говорить ни об участии в конкурсе, ни о плодотворной работе. Научная работа, воспитание патриотизма у детей занимает очень много времени», – говорит Екатерина.

Инновационное воспитание патриотов

Средняя школа №23 является экспериментальной площадкой развития инновационных процессов. Екатерина Федотова – руководитель школьной экспериментальной площадки развития инновационных процессов по теме «Гражданское образование и патриотическое воспитание учащихся основной школы: технологический подход». Воспитание патриотизма, любви к своей Родине – тема сложная и в двух словах об этом не расскажешь.

«Как можно воспитать патриотизм у ребенка? Я всегда обращаюсь к словам русского философа Ивана Ильина, который говорил, что никто не может указать человеку Родину, учитель может помочь ребенку обрести свою Родину. Каждый любит Родину по-своему, нельзя измерить кто больше, кто меньше, нельзя измерить патриотизм».

Еще по теме:

Для развития патриотизма педагоги пользуются разными методами и приемами. Тема инновационного опыта Екатерины Викторовны «Технология формирования идентичности гражданской личности». Поясняется, что это один из этапов формирования патриотического воспитания подрастающего поколения. По словам педагога, процесс сотрудничества учителя и ученика сложный и трудоемкий. И какой-то один метод не имеет никакого значения. Например, прежде чем пойти в Краеведческий музей, Федотова провела урок, внеклассное мероприятие, ребята дискуссировали. А потом вместе с учителем отправились в Краеведческий музей не просто посмотреть на экспонаты, а чтобы решить проблему, которая возникла в ходе дискуссии, чтобы проконсультироваться с научными секретарями.

«Это очень сложный трудоемкий длительный во временном отношении процесс, требующий комплексного подхода. Учитель может помочь ребенку обрести свою родину, чтобы он действительно стал патриотом своей страны. Не всегда, возможно, человек осознает, что он патриот. Возникает ситуация, когда он понимает, что действительно любит свою родину. Поэтому померить патриотизм нельзя, к сожалению. Но, конечно, патриотизм возникает не на пустом месте. На основании знаний истории, любви к родному краю, осознании того, что ты принадлежишь своей семье».

Кроме этого воспитывать патриотов помогает школьный музей «Фронтовая землянка», руководителем которого является Федотова и который благодаря ней обрел «второе дыхание».

«Наш музей посвящен Великой Отечественной войне и играет большую роль в воспитании патриотизма у учащихся. Сейчас ветеранов ВОв становится меньше, они реже приходят в школу. Но их вклад в воспитание учащихся высок. Мы сотрудничали с председателем Совета ветеранов блокадного Ленинграда Геннадием Александровичем Комаровым. В январе проводили мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда, к нам приходили пожилые люди, перевезенные когда-то детьми из блокадного Ленинграда в Ульяновскую область. Это очень важно».

Обрести Родину

Сразу после конкурса Екатерина вернулась к своим шестиклассникам, по-прежнему занимаемся инновационным патриотическим воспитанием и актуальным гражданским образованием школьников. Планирует продолжать свою инновационную работу и проектную деятельность на более высоком уровне.

А ульяновским мальчишкам и девчонкам Федотова желает лишь одного – обрести свою Родину.

«Счастливым может быть только тот человек, который обретает Родину. Когда мы обретаем Родину, мы обретаем себя. Это, к сожалению, не всем удается. Иногда мы думаем, что любим Родину, но на самом деле человек просто проживет свою жизнь и не обретает Родину. Поэтому хочется пожелать подрастающему поколению обрести свою Родину, а мы, педагоги, в этом обязательно поможем!»

Светлана Александрова

Читать дальше:

Оцените новость: