Яндекс.Метрика

Алексей Марьин: штрафами чиновников не напугать

В условиях ограниченности бюджетных средств не самые богатые муниципальные образования, к которым справедливо можно отнести наш Ульяновск, вынуждены выбирать на что тратить поступающие деньги.

Каждый год мы видим безуспешные попытки качественно отремонтировать одни и те же дороги. Каждый год мы видим, как перед перед первым сентября и потом, перед первым снегом, на улицах внезапно начинает появляться дорожная разметка. Казалось бы, почему нельзя в весенний период каждого года в рамках статьи “текущее содержание автомобильных дорог” наносить дорожную разметку? Ведь именно в этом тёплом полугодии она и нужна, а не осенью и зимой, когда дороги покрыты грязью или снегом. Но у нас и ямочный ремонт по той же статье “содержание автомобильных дорог” производится сейчас, в августе-сентябре, и те заплатки, которые сейчас кладут в асфальт, растают вместе со снегом уже через пол года. Местами появляющуюся разметку могут на следующий день закрыть ямочным ремонтом или раскопками Водоканала, а в большинстве случаев её смывает двумя-тремя дождями.

Однако у муниципалитета, видимо, совершенно другие приоритеты в сфере распределения бюджетных средств (например, в первую очередь надо будет выплатить ЗАО “Гипростроймост” 256 тысяч рублей за судебную экспертизу по тянувшемуся два года суду по Императорскому мосту, который сама администрация и начала без каких-либо надежд на выигрыш).

Хотелось бы продемонстрировать одним ярким примером. На улице Ефремова два года назад не было дорожной разметки. В августе 2012 года суд вынес решение, которым обязал администрацию города обеспечить нанесение дорожной разметки на этой улице. В ноябре 2012 года судебный пристав-исполнитель, увидев, что решение не исполнено, взыскал 5 тысяч рублей с администрации в качестве исполнительского сбора и установил новый срок для исполнения решения суда. В июле 2013 года на администрацию уже наложен штраф по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ за неисполнение решения суда, размером 30 тысяч рублей. В декабре пристав устанавливает новый срок для исполнения – 3 февраля 2014 г. Разумеется, разметки не появляется и тогда, в результате в апреле на администрацию налагают следующий штраф 50 тысяч рублей уже по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ (дело А72-4951/2014).

Главный вопрос в том, что для той самой улицы Ефремова, где находится областное управление ГИБДД, сотрудники которого могут хоть дважды в день просто по дороге на работу и обратно составлять протоколы из-за отсутствия разметки, для этой самой дороги более двух лет нельзя было найти средства для нанесения дорожной разметки! Зато наверняка в городском бюджете найдутся лишние 85 тысяч рублей для уплаты штрафов. Что выгоднее, можете посчитать сами. К примеру, согласно свежим сметам по ремонту на улице Железной Дивизии, разметка дороги сплошной линией из термопластика (не просто краской) длиной 1 км и шириной 10 см стоит 7387 рублей.

Нам думается, что нанесение полной разметки на Ефремова обошлось бы не больше, чем в 50 тысяч.

При этом следует помнить, что кроме штрафов за неисполнение судебных решений сотрудники ГИБДД накладывают свои собственные штрафы по статье 12.34 КоАП РФ (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог). Размер такого штрафа за каждое нарушение составляет 300 тысяч рублей (полтора года назад – 25 тысяч). Сначала органы власти по всей стране пытались “спихнуть” эти штрафы друг на друга: то администрации на профильные комитеты и управления, то на подрядчиков по дорожным контрактам, то вообще пытались доказать, что по этой статье штрафы не нужно накладывать за плохие дороги. Суды все же исправно выносили решения в пользу ГИБДД. Поэтому Конституционный Суд РФ для начала разрешил снижать любые административные штрафы, превышающие сто тысяч, на усмотрение суда без каких-то пределов, утверждая, что они “чрезмерно ограничивают свободу предпринимательства и право собственности”. Теперь же Постановлением №40 от 19.12.2013 г. Конституционный Суд вовсе вывел судебные споры по таким штрафам из подведомственности арбитражных судов (дело А72-3947/2014). И сейчас администрации всех уровней начнут обжаловать штрафы ГИБДД в судах общей юрисдикции.

Судебные перипетии начнутся снова и снова, и не факт, что справедливые и проверенные временем позиции арбитражных судов, которые поддерживали ГИБДД, воспримут правильно судьи районных судов.

Все это означает, что никакие штрафы не пугают ровным счетом никого из чиновников, поскольку их можно годами обжаловать, а потом годами не платить, также как и не исполнять годами другие решения судов. И как смехотворны в этом случае слова Европейского Суда по правам человека о том, что “право на обращение в суд было бы иллюзорным, если бы правовая система государства допускала, чтобы вступившее в законную силу и обязательное к исполнению судебное решение оставалось бы не действующим в отношении одной стороны в ущерб ее интересам”. Именно эти слова российские суды пишут в своих решениях по штрафам за неисполнение решений.

Чем же можно заставить более эффективно работать органы городской власти? Общественным мнением? Мнением губернатора? Президента? Кто способен решить вопрос с халатностью чиновников и производной от нее халатностью дорожных подрядчиков?

Оцените новость: