Яндекс.Метрика

Трагедия Симбирска. Пожар 1864 года чуть не уничтожил город, а следствие не дало результатов

13 августа 1864 года в Симбирске начался страшный пожар, продолжавшийся 9 дней. Незадолго до этого в городе нашли несколько подметных писем, в которых говорилось, что город вскоре будет сожжен. Потоки огня при сильном ветре быстро уничтожали один квартал за другим. Симбирск сгорел почти полностью, уцелела только одна четвертая часть города около Свияги и под горой. Кто был виновником пожара, так и осталось неизвестным, хотя следствие шло пять лет, а в Александровском саду (сейчас район облбольницы) были расстреляны двое человек. До нас дошли свидетельства очевидцев трагедии и сообщения газет того времени. Как город пережил пожар и как восстанавливался?

Синим цветом на плане Симбирска показаны выгоревшие кварталы.

DSCN4027

13 августа в музее «Пожарная охрана Симбирска-Ульяновска» открылась выставка «9 дней, которые потрясли Симбирск». Она проработает ровно 9 дней – до 21 августа.

nx7xyFkvdKY

Загорелась городская дума, был в опасности и дом Симбирского уездного предводителя дворянства В.П. Языкова. Но первую отстояла пожарная команда, второй отстоял каретник Голубков, подоспевший со своею пожарною трубою и рабочими. Сгорело до 9 домов, из них 4 каменных. Причиною этого был недостаток в воде.

Во второй день пожар начался в 12 часов ночи на той же Дворцовой улице в доме купца Кирпичникова и окончился в 6 часов утра. 15 августа вечером загорелся двухэтажный каменный дом купца Сапожникова на Лосевой улице.

На четвертый день он бушевал на Большой Покровской улице в доме купчихи Беляевой, на шестой – на Большой Саратовской – в доме купца Завьялова, а затем сгорел соседний дом купчихи Лаптевой. 18 августа пожар случился на Овражной и Московской улицах, (сгорело пять домов), а после обеда – на Венце. Сгорело 150 домов, вся северная часть Венца, Шатальная улица и половина Мартыновой. В тот же день горел дом губернского секретаря Попова за кузницами в конце города, сгорел весь квартал. 19 августа – пожар уже на Чебоксарской улице, затем на Панской, Саратовской, а затем перекинулся через овраг Симбирку и перешел на Дворцовую улицу.

«Пожар! Пожар! Горит дом Гончаровых!»

Еще по теме:

Десятки людей с ведрами выбегают и забегают во двор дома, слышится звон выбитых стекол и треск разгорающегося пламени! В огонь летят комья земли, песка в надежде сбить пламя. Такие сцены разворачивались у многих домов Симбирска ровно 150 лет назад. В огне погибло 12 церквей, около полутора тысяч домов, погибли и остались без крова многие горожане. Николай Александрович Гончаров – брат писателя Ивана Гончарова – так и не смог восстановить после пожара дом, который в то время уже находился в его собственности, в результате чего дом Гончаровых был продан известным симбирским купцам Юргенсам. Сегодня в этом прекрасном, давно восстановленном, а в наши дни отреставрированном доме находится единственный в мире музей, посвященный нашему земляку, всемирно известному русскому писателю Ивану Александровичу Гончарову. Дом с часами сегодня – визитная карточка Ульяновска.

На выставке в музее пожарной охраны можно послушать воспоминания очевидца событий. Вот лишь несколько эпизодов, которые раскрывают всю трагедию, которую пережил Симбирск:

DSCN4033

«На улицах лежали обгорелые трупы людей, оплакиваемые родственниками, многие исчезли бесследно, вокруг – дымящиеся развалины и полунагие люди в обгорелых платьях с тусклым безумным взором. Отовсюду слышится раздирающий душу вопль. Город превратился в пустыню, а люди – в призраков. Пожары окончательно прекратились только в октябре, когда начал выпадать снег. Убытки достигли 5 миллионов рублей… Гибели избежала незначительная часть города, а именно Солдатская, часть Покровской и Московской улиц, Лисиная и ряд других. Встревоженные жители выбрались за город и расположились бивуаками на окрестных полях и островах. Эта бивуачная жизнь в осеннюю и дождливую пору не прошла бесследно: появились болезни, а лечить их было нечем и некому. Умершие оставались по нескольку дней без погребения, так как с уничтожением большей части церквей богослужения сделались затруднительными».

«…Очень скоро обнаружился недостаток хлеба, имеющиеся запасы раздавались бесплатно в виде пожертвований. За деньги же в первые дни после пожара его было невозможно купить. Присланный по высочайшему повелению генерал-адъютант барон Александр Евстафиевич Врангель [3 сентября 1864 года его назначил сюда император Александр II] привез для раздачи 10 тысяч рублей…»

«…Отзывчивость русского человека в горе и нужде оказала значительную услугу: со всех концов страны потекли денежные пожертвования, а из соседних городов и селений – начали помогать провизией и одеждой. Но, несмотря на это, нужда долго не покидала население, так как с наступлением зимы возник новый вопрос: размещения громадной толпы народа. Уцелевшая часть города был слишком незначительная для этого, в каждой лачужке жили по несколько семей, а другие – в землянках и погребах. Скученность, сырость, зловоние – благоприятная почва для развития разных болезней».

«…Когда начали продавать калач, цена на него была увеличена, но продержалась такой всего несколько часов: так как губернатор пригрозил продавцам острогом. Мяса же нельзя было сразу достать… После 25 августа пошли дожди, и вместо жары наступил холод. Это время было действительно тяжелым для погорельцев, чтобы согреться, жгли костры из хвороста или разбирали уцелевшие плетни в огородах. Поспевшие же овощи на огородах были или украдены, или втоптаны в грязь. Так же были опустошены и все приволжские сады…»

DSCN4041

DSCN4058

Трагедия освещалась в центральной прессе. Наиболее яркие цитаты из газет тоже можно почитать на выставке:

В «Московским ведомостях» говорилось о том, что, по словам офицеров, ничего более ужасного не было и в Севастополе, в самую сильную бомбардировку, так как такого пламени при каменных постройках не могло быть.

О произошедшем писали в «Санкт-Петербургских ведомостях» 9 октября 1864 года, причем Симбирск назвали в этой статье одним из лучших городов империи.

В центральной прессе был и призыв к землячеству в Москве и Петербурге с просьбой собирать библиотечный фонд для пострадавшей Карамзинской библиотеки.

DSCN4056

Люди в условиях хаоса вели себя по-разному. Было сильное мародерство, кто-то терял рассудок, а кто-то стал примером самоотверженности. Например, сидевшие в арестантском доме вышли на борьбу с пожаром, но при этом не разбежались и после вернулись в свою камеру. Им за это уменьшили срок на полгода.

Виновных не нашли, но людей арестовали и расстреляли

В течение двух недель после пожара в городе господствовала полная анархия. После приезда в город генерал-адъютанта барона Врангеля начал водворяться порядок.

На выставке – фотография барона Врангеля, который был направлен по горячим следам с финансовой помощью от императора и с целью наведения порядка. Документы о расследовании из Государственного архива Ульяновской области.

DSCN4050

Расследованием причин пожара занимались пять следственных комиссий, которые в общей сложности занимались этим пять лет. Но ни одна из пяти комиссий фамилию конкретного поджигальщика так и не назвала. И через пять лет в столице было принято судьбоносное решение судебное дело предать забвению.

Впрочем, арестованные по этому делу все же были. Часть арестантов успели этапировать до Петербурга, до Петропавловской крепости, во главе с приставом Розовым, но потом их вернули обратно. Двоих обвиняемых в поджогах расстреляли. Якобы, их видели на месте преступления, где находили спички и пороховые дорожки. Один из них, как рассказали в музее, даже и не понял, в чем его обвиняют. Было принято скорое решение, вероятно, для успокоения людей и снятия напряжения в городе. Казни состоялись в начале сентября в Александровском саду, где сейчас сквер строителей в районе областной больницы. Оба солдата были обвинены в поджогах. Хотя потом были свидетельские показания, что они находились в это время совсем в другом месте.

А причины трагедии назывались самые разные. Архивист Антон Шабалкин отметил, что был слух о том, что якобы варили варенье в Молочном переулке, оттуда и пошел пожар. Кто-то говорил, что причина в подавленном недавно польском мятеже. Ведь пожары были не только в Симбирске, но также в Сызрани, Алатыре и других городах.

NDaNOWzOPYI

«… Ужас охватил население, когда пронесся слух, что как только стихнет пожар, начнут жечь оставшееся, а жителей резать. Кто будет жечь? Чья злодейская рука поднимется на несчастных? Никто этого не знал. Таинственность пугала и заставляла без ропота и борьбы ждать чего-то нового и ужасного. Богач и бедняк, дворянин и простолюдин – все побратались, всех соединило общее несчастье. Люди прощались друг с другом, священники торжественно напутствовали несчастных в вечность.

Еще недавно здесь располагался красивый город, некоторое время назад принарядившийся и преобразившийся для встречи его императорского высочества. Теперь же на каждом шагу вспоминались картины и сцены, о которых трудно вспоминать без слез. Это бедствие – не только города Симбирска, подобные трагедии настигли и несколько других городов страны. Во всех этих пожарах заметно кое-что общее, но по этому можно сделать лишь предположения, действительность же очень ловко скрыта ,и все усилия сорвать с нее завесу не дали желанных результатов…» (Из воспоминаний Юрлова).

Еще по теме:

Сменили губернатора

В связи с трагедией в январе 1865 года Симбирску назначили нового гражданского губернатора барона фон Велио, который сменил Михаила Анисимова. Тогда уже был разработан новый план застройки Симбирска, и, пережив тяжелейшую зиму, с весны 1865 приступили к возрождению города. Была и проблема – по правилам, в центральной части города было запрещено строить деревянные дома, только каменные. Заслуга Велио в том, что он писал в МВД, добивался выделения большой беспроцентной ссуды с возможностью выдавать ее даже тем, кому было не положено. Также он добился разрешения в целях удешевления строить в центре здания с каменными первыми этажами и деревянными – вторыми. Он считал, что, если не помочь людям, они уйдут из города, не будет деятельности, не будет торговли, не будет жизни. В музее рассказывают, что тогда были реальные разговоры о том, что Симбирску вряд ли удастся возродиться, что, может быть, его даже на другом месте стоит восстанавливать.

Но Симбирск возродился

Впрочем, назвать конкретную дату восстановления города довольно сложно. Под руководством фон Велио был взят быстрый темп возрождения города, а начали с так называемых объектов соцкультбыта. Буквально через три года в донесении министру внутренних дел отмечалось, что город восстанавливается быстрыми темпами.

Но пожар повлиял на развитие Симбирска: город, который позиционировался как дворянское гнездо, в сочетании с реформами (отмена крепостного права), был «подкошен». Прежней финансовой базы у дворянства не было, и они не имели возможности восстановить свой блеск.

В том пожаре официально погибли 138 человек, но были и пропавшие люди, и умершие впоследствии от болезней. Точную цифру назвать невозможно.

В музее пожарной охраны говорят, что главная цель выставки – не только рассказать об этой трагической странице истории города, но также показать, что город нужно любить и беречь.

Для справки

21 августа состоится закрытие выставки. В этот день в экспозиции музея состоится квест по теме Симбирского пожара (стоимость 30 рублей, за правильные ответы – призы), а также пройдет бесплатная фотосессия в пожарных костюмах, свето-звуко-пластическая реконструкция событий августа 1864 года и файер-шоу. Адрес музея: улица Ленина, 43.

Юлия Узрютова. Фото автора и музея-заповедника “Родина Ленина”

Читать дальше:

Оцените новость: