Яндекс.Метрика

«Музей СССР» скорректировали. Минимум и максимум проекта. Интервью с Сергеем Лаковским

После бурного обсуждения мега-проекта «Музей СССР» наблюдается некоторое затишье, которое укрепилось еще в начале года, когда в программе развития туризма проекту урезали финансирование. В конце июня стало известно о том, что проект получил небольшие дополнительные средства. Как сейчас обстоят дела с «Музеем СССР», на что будут потрачены дополнительные средства? Как нам рассказал директор Ульяновского областного ресурсного центра развития туризма и сервиса Сергей Лаковский, в проект внесены корректировки, и теперь он тесно связан с проектом «Красный маршрут», а его непосредственная реализация разделена на два этапа и представляет собой планы «минимум» и «максимум».

– Сергей Геннадьевич, недавно сообщалось о планах включения проекта «Музей СССР» в стратегию развития туризма в России до 2020 года. На каком этапе эта работа?

– В России сейчас принимается стратегия развития туризма до 2020 года. Во время недавнего селекторного обсуждения стратегии с участием заместителя председателя правительства Ольги Голодец мы вышли с предложением включить в документ наш проект «Музей СССР». И в протоколе этого совещания министерству культуры РФ дано указание включить в план реализации стратегии создание культурно-туристского кластера «Музей СССР» в городе Ульяновске. Мы сейчас с министерством культуры это отрабатываем.

– В какой форме проект будет включен в стратегию?

– Пока еще нет конкретики. Это уже следующий этап. Сейчас наша основная задача зафиксировать проект на государственном уровне. В прошлом году мы планировали выйти на постановление правительства, так как минимальный уровень реализации проекта, который нам нужен, – это постановление правительства, а лучше указ президента. Ведь проект крупный и предполагает межведомственную работу. Мы настойчиво движемся к этому шагу, но это не так просто, тем более, в условиях бюджетной экономии, которая развернута в стране. То есть наша задача все-таки суметь к реализации этого проекта притянуть государственные деньги, потому что без денег он не реализуется. Следующий важный момент – проведение в Ульяновске 15 сентября заседания комиссии по гуманитарному сотрудничеству между Россией и Китаем. С российской стороны в эту комиссию входит Ольга Голодец, а с китайской стороны тоже уровень вице-премьера Китая. Они сами настояли, чтобы это совещание проходило в Ульяновске.

– Что будет происходить на заседании и что оно даст проекту «Музей СССР»?

– В рамках этого заседания мы презентуем на высоком уровне наши концептуальные наработки – «Музей СССР» и «Красный маршрут», поскольку это два взаимосвязанных проекта. Мы надеемся, что в протокольной части этого заседания комиссии будут отражены намерения о создании этих проектов. Это важно, потому что по итогам этих протоколов идут уже конкретные распоряжения.

– В каком виде проект «Музей СССР» будет презентоваться на этом заседании? В том же, что его видели все ульяновцы, или будут корректировки?

CIMG0203– Да, будут корректировки. Во-первых, проект, который был представлен на широкое обсуждение, специально был сделан с максимальной планкой, в том числе финансовой. Тогда называлась цифра в 33 миллиарда федеральных средств, необходимых для реализации проекта. На этот раз мы разобьем проект на несколько стадий его реализации.

– Расскажите подробнее про каждую стадию проекта?

– Для начала мы ориентируемся на 2018 год, год проведения в России чемпионата мира по футболу. Наша задача – привести в достойное состояние те объекты, которые у нас уже есть: Ленинский мемориал, парк Дружбы народов и другие. Это в основном – ремонтно-реставрационные работы. К этому времени необходимо привести в современный вид экспозиции музеев, а также осуществить частичное обновление туристской инфраструктуры, увеличить гостиничные мощности и реконструировать аэропорт до международного уровня. Это программа минимум, которая может и остаться такой, но, естественно, это нежелательно. Второй этап проекта ориентируется на 2022 год и связан со 100-летием образования СССР. Он предполагает более значимую модернизацию центра города, строительство новых объектов, в том числе и музейных. Но мы хотим сделать так, что даже если второй этап не получится, чтобы первая стадия имела бы законченный вид: как минимум нам нужно реализовать практическую сторону проекта, чтобы мы сумели отремонтировать имеющиеся здания.

– Ранее презентовалось строительство нескольких новых объектов в исторической части города. Сейчас речь идет о них же или есть уже другие идеи?

– Задачей представленного тогда проекта было дать пищу для размышлений. Мы получили много отзывов. Картинка меняется, может, от нее в итоге мало что останется. Все дело в том, что наш проект позволяет «раскачиваться», потому что итог его реализации – 2022 год. У нас еще есть время, но не так много. И проектом надо заниматься, что мы и делаем. Основная задача, которую сейчас надо решить, – зафиксировать проект с точки зрения законодательства на федеральном уровне. Мы все-таки к этому движемся. Большую помощь нам в этом оказывают китайцы.

Надежда на «Красный маршрут»

Еще по теме:

SAM_5697

– Китайские туристы – очень серьезный аргумент для федерального центра в пользу того, что этот проект мы придумали не для самих себя. Тем самым мы показываем, что наиболее передовой туристический рынок в мире – китайский – интересуется этой темой. Недавно мы заключили соглашение в Китае о реализации мероприятий «Красного маршрута» – проекта, представляющего собой культурно-познавательный восьмидневной гранд-тур с посещением Ульяновска, Москвы и Санкт-Петербурга. С точки зрения российского государства и его престижа, просто так оставить тему, посвященную великой советской эпохе, при проявлении такого внимания со стороны Китая, будет неправильно. Как неправильно и то, что китайские туристы, приезжая сюда, будут заходить в музей, где плитка отваливается. Это просто некрасиво.

– То есть можно говорить о том, что сейчас акцент делается, прежде всего, на «Красный маршрут»?

– «Красный маршрут» как двигатель проекта. Он может разогреть весь этот процесс. Проект становится понятен для федералов с точки зрения оценки того, для чего сюда вкладывать деньги: не просто в регион, но и в развитие стратегических отношений с Китаем. Но на этом пути много препятствий.

– Какие препятствия вы бы назвали наиболее актуальными сегодня?

– Прежде всего, физическая неготовность нашего аэропорта. Поэтому, если масштабы «Красного проекта» не состоятся, то это произойдет не по нашей вине, так как здесь очень много факторов. Ведь при открытии прямого авиарейса с Китаем ежедневно в нашем городе в сезон будут находиться 600 китайских туристов – 300 прилетают, 300 улетают. Я думаю, что очень скоро появятся китайские инвесторы, которые захотят вложить средства в расширение гостиничной инфраструктуры. Мы уже готовим совместно с городом предложения по площадкам, в том числе строительства китайского культурно-делового центра.

– Где этот центр разместится и что там будет?

– Мы его видим в районе аэропорта на кольце при въезде в Ульяновск. Помимо гостиничной инфраструктуры, это будет еще и некий тематический парк, который представит Китай в миниатюре, который вызовет интерес и у туристов из близлежащих регионов. Там мог бы быть специализированный торговый центр, медицинский центр, культурный и экспо-центр.

– Китайцы готовы в него инвестировать?

– Мы начали предлагать проект китайской стороне, потенциальный интерес есть. Я думаю, если «Красный маршрут» получится, проект им будет интересен.

Пока своими силами

Еще по теме:

– Финансирование раздела «Музей СССР» в программе развития туризма в регионе в начале года было урезано. Пока так все и остается?

– Да, фактически получилось так, что наша работа по этому проекту затормозилась из-за того, что денег не было. Сейчас появились хотя бы небольшие деньги, и они дают небольшую возможность продолжить работу.

– Речь идет о дополнительном миллионе рублей, который, по сообщению регионального министерства экономразвития, направят на программу развития туризма в Ульяновской области? На что конкретно в рамках «Музея СССР» и «Красного маршрута» они будут потрачены?

– 400 тысяч из них мы планируем потратить на создание сайта музея СССР. Хотя у музея еще нет стен, он должен создаваться в информационном пространстве. Главным редактором сайта мы попросили поработать Вячеслава Егорова. Сам сайт мы представим 7 ноября на исторической конференции, на которую мы хотим пригласить историков, занимающихся этим периодом, музейщиков. На конференцию тоже будут потрачены выделенные дополнительно средства. В ноябре мы планируем съездить в Шанхай для презентации «Красного маршрута». Это важно, потому что там будут туркомпании, которые мы планируем привлечь для работы по этому проекту. В сентябре состоится инфотур для китайских туроператоров совместно с Москвой, Самарой и Казанью. На самом-то деле нам этих денег никак не хватает.

– Какое дополнительное финансирование нужно уже сейчас и как оно все же будет искаться?

– Во время конференции в ноябре мы планируем учредить Фонд изучения СССР, который будет заниматься привлечением средств для того, чтобы финансировать всевозможные научно-исторические исследования в рамках проекта. В этом году нам необходимо еще минимум 5 миллионов на создание культурно-исторического раздела концепции музея СССР. Мы пока сделали два раздела – экономический и градостроительный. Концепция же предполагает еще ряд разделов, в том числе культурно-исторический. Нам на это в любом случае потребуются деньги. А следующий раздел – музейный, над которым будут работать музейные специалисты. На самом деле, все это деньги, без которых реализация проекта невозможна. Проектно-сметная документация на ремонт конкретных объектов – это отдельные деньги, которые будут идти не через нашу программу, их, например, на ремонт культурных объектов, предстоит искать непосредственно минкульту.

– Но проект «Музей СССР» остается в программе развития туризма?

– Да, конечно. Потому что это основной якорь, который нам нужно будет создать.

Юлия Узрютова. Фото – Улград, правительство Ульяновской области

Читать дальше:

Оцените новость: