Яндекс.Метрика

Константин Толкачев: Защищайте свои права

Со всех трибун гражданам заявляют о том, как важно развивать правовую культуру, правосознание, юридическую активность. В реальности защита прав может привести к совершенно противоположным результатам, предположить или спрогнозировать которые невозможно. Но другого выхода, кроме как принять весь уровень правовой ответвенности, у нас просто нет.


Ежемесячно каждый из живущих в многоквартирном доме должен оплатить жилищно-коммунальные услуги, то есть ремонт и уборку подъезда, дератизацию и дезинфекцию, воду, электричество, газ. Это обязанность возникает в силу заключения договора управления многоквартирным домом, по которому управляющая компания обязана оказать определенные услуги и выполнить установленные работы, а потребитель должен внести соответствующую плату. Пожалуй, уже с этого момента надо задать вопрос: у Вас есть такой договор, подписанный управляющей компанией и собственниками квартиры, с актуальными сроками действия, с указанием круга взаимных прав и обязанностей? Хорошо, если да, потому что большинство жителей Ульяновска надеются только на «добрых начальников». Справедливости ради, нужно отметить, что законодательство о защите прав потребителей, особенно в сфере ЖКХ, настолько разнообразно и детализировано, что для того, чтобы защитить свои права – нужно просто захотеть.

Именно такое желание возникло у Светланы Григорьевой, председателя совета многоквартирного дома по адресу: Ульяновск, ул. 12 Сентября, 87. Имея достаточно много времени и желания, г-жа Григорьева несколько лет назад решила полностью посвятить себя работе по соблюдению прав жильцов «Городской управляющей компанией Железнодорожного района». Единственная цель жителей во главе с Григорьевой – повышение качества жизни в своем доме. Эти благие намерения оказалось не так просто реализовать: на протяжении уже почти 8 лет, в этом доме прошли около 10 судебных процессов по самым разным ситуациям, связанным с ненадлежащим исполнением управляющей компанией своих обязанностей. Невыполнение работ по текущему ремонту в полном объеме, непредставление или неполное представление отчета по расходованию собираемых денежных средств, необходимость осуществления перерасчета за невыполненные услуги – спрос со стороны людей был буквально за каждый шаг УК. Одни называют такое поведение «бытовым потребительским экстремизмом», «гипертрофированным консьюмеризмом», я бы осмелился назвать это гражданским обществом. Совсем недавно жители 87-го дома на 12 Сентября столкнулись с крайней формой противоборства со стороны управленцев: в расчетно-информационном центре прекратили принимать платежи за ЖКХ. Это произошло на основании распоряжения «Городской управляющей компании Железнодорожного района» и должно было трансформировать дисциплинированных, платящих вовремя потребителей в неплательщиков. К счастью, люмпенизация жителей была оперативно остановлена, благодаря помощи медиасообщества Ульяновска, адекватных служащих мэрии и юридической помощи Центра по защите прав потребителей.

Киргизова Валентина Васильевна была обычной жительницей одного из старых домов по улице Розы Люксембург в Ульяновске. Для меня эта женщина является гордостью и примером: несмотря на свой почтенный возраст (на тот момент больше 70 лет), г-жа Киргизова находила возможность делать то, на что мало у кого есть время. Обращение с обоснованными претензиями к управляющей компании ОАО «ГУК Ленинского района», судебные процессы, если претензии не удовлетворялись – системная работа велась многие годы с привлечением нерадивых коммунальщиков к гражданской ответственности. Причем все обращения были только по самым наболевшим и кризисным вопросам. Благодаря действиям такого активного человека, буквальному обучению уважению и диалогу управляющей компании с помощью судов и Центра по защите прав потребителей, в доме стало лучше и приятнее жить. К сожалению, Валентина Васильевна умерла и не дождалась исполнения решения суда, в соответствии с которым мэрия обязана была произвести работы по капитальному ремонту дома (напомню, что исполнение таких решений судов двигается с лагом в 3-4 года).

Закон «О защите прав потребителей» создает фундаментальный механизм реализации своих прав и закрепляет:

– Право на просвещение в области защиты прав потребителей
– Право на качество
– Право на безопасность товара, работы, услуги
– Право на информацию об изготовителе, исполнителе, продавце и о товарах, работах услугах.

На первый взгляд, это примитивные и простые формулы.

Как приступить к реализации защиты своих прав в сфере ЖКХ?

Начните с письменного заявления о предоставления информации, которую УК обязана Вам дать на основании постановления Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 “Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами”. Обязательно имейте на руках второй экземпляр с отметкой о вручении, либо сохраните квитанцию об отправке с почты. Пожалуйста, учтите: мало знать свои права – важно понять, что чем больше вы защищаете свои права, тем сложнее и хитрее уловки управлящих организаций и контролирующих органов. Примеры Киргизовой и Григорьевой позволяют сделать вывод: что каждый день нужно будет совершенствовать свои правовые знания и готовиться к самым изощренным юридическим ловушкам. Подчеркну, что это не должна быть борьба или противостояние. Вы не должны концентрироваться на негативе, ведь в желании лучше жить не может быть ничего предосудительного – только позитив и конструктив.

Известный правовед В.С. Нерсесянц писал: «Право – это математика свободы». С этими словами можно согласиться и сравнить защиту своих прав с геометрической прогрессией: чем больше вы информированы, тем больше вам требуется компетенций (читать законы и газеты, консультироваться со специалистами, учиться писать официальные обращения и, если потребуется, исковые заявления). Если попытаться выразить это математическим языком, то вот формула геометрической прогрессии защиты прав:

formula

Оцените новость: