19 июня под председательством губернатора Сергея Морозова прошло совещание, посвященное созданию в Ульяновской области центров культурного развития (наш регион вошел в программу Минкульта РФ по созданию многофункциональных культурных центров в малых городах России). Правда, губернатор не сказал ни слова, а красивую картину будущего рисовала приглашенный эксперт – разработчик концепции инновационных культурных центров, куратор публичных программ Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Екатерина Гиршина. Впрочем, реалистично взглянуть с высоты столичных просторов на дома культуры в районах, по всей видимости, будет довольно сложно, что стало понятно уже на совещании. Но обо всем по порядку.
![](http://ulgrad.ru/wp-content/uploads/2014/06/DSCN08261.jpg)
«Что такое дом культуры сегодня?»
Таким вопросом открыла совещание региональный министр культуры Татьяна Ившина. Уже несколько десятилетий система ДК не меняется, хотя жизнь и люди – изменились. Кроме того, жители муниципальных образований находятся в неравных с годом условиях, так как не могут получить аналогичное разнообразие услуг. Хотя и в городах региона, включая Ульяновск, существует большой разрыв между ожиданиями и тем, что современные досуговые учреждения предлагают. Как отметила Татьяна Ившина, сегодня зрители приходят в ДК как потребители. Если это не концерт, государственный праздник, КВН или выборы, многие туда просто не пойдут. А если ДК сейчас стали лишь площадкой для проведения мероприятий, то зачем тогда в каждом из них держать такой огромный штат?
По мнению заместителя начальника управления культуры Елены Титовой, необходимо пересмотреть нормативы работы домов культуры, которая сковывает их развитие. Статистические критерии, например, количество кружков и т.д., не всегда соответствуют новым потребностям населения.
Статистику по домам культуры и клубным учреждениям региона представила директор центра народной культуры Елена Сафронова. Всего в нашей области 540 учреждений культуры, которые за прошлый год провели более 80 тысяч мероприятий.
Нет кадров
По мнению Елены Сафроновой, и архитектура, и внутреннее наполнение этих учреждений не соответствуют современным требованиям. Не соответствует им и кадровый состав: мало креативных людей, готовых создавать продукт, соответствующий требованиям современного общества.
Нужно менять сознание населения
Татьяна Ившина отметила, что у этого вопроса есть и другая сторона: изменение сознания населения. Так, целевой аудиторией домов культуры сегодня являются дети и взрослые, а молодежь туда не ходит, ища развлечений в других местах. Ситуацию планируют менять созданием современных многофункциональных учреждений. Они будут созданы в Инзе и в Павловке уже в 2015 году. В Сенгилее строительство такого центра начнётся в 2016 году. Планируется, что они должны появиться в 19 регионах. «Учреждения будут отвечать потребностям территорий, на которых расположены. Они создадут новые возможности для творческой самореализации, духовного обогащения и физического развития жителей малых городов», – рассказала Министр искусства и культурной политики Ульяновской области Татьяна Ившина.
Столичные эксперты обновят провинциальную культуру
Для новых центров культуры нужна подготовленная среда людей, которые будут понимать, зачем в их муниципальном образовании такой центр открыт. Объяснить это собравшимся на совещание попробовала разработчик концепции Инновационных культурных центров, куратор публичных программ Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Екатерина Гиршина.
По ее словам, проект Центров культурного развития имеет в своей основе две мысли.
«Первая заключается в том, что Россия обладает большим человеческим капиталом. Однако молодёжь с огромным творческим потенциалом уезжает из малых городов в столицу и за границу. Должны появиться некие пространства, где они смогут себя реализовывать. Вторая мысль – о потребительской культуре. Сегодня в качестве формы досуга население, к сожалению, чаще всего выбирает поход в торговые центры. Центры развития культуры призваны переломить эти тенденции. Они будут заключать в себе «костяк» творцов культуры: режиссёров, художников, музыкантов, преподавателей. Очень важно, чтобы центр работал не только на своей территории, но и на разных площадках муниципалитета. При этом особое внимание в процессе создания Центров развития культуры планируется уделить предпочтениям населения».
Еще по теме:
Она привела в пример результаты своей деятельности в нескольких городах страны. Например, в Калуге они даже без здания смогли создать «движуху», объединившую креативных людей (проект ДНК, Дом новой культуры). Теперь там проводятся различные мероприятия в просветительском формате, в частности, лекции ученых и архитекторов, на которые приходят тысячи людей, а также разнообразные тематические мероприятия. Впрочем, в самой Калуге неоднозначно отнеслись к этому проекту, подобно тому, как по-разному воспринимались идеи Марата Гельмана в Перми. Более того, есть мнения о том, что подобные проекты намеренно «завозятся» в нашу страну, чтобы подорвать традиционные ценности под предлогом изменений и поддержки нестандартно мыслящих людей. На деле же, по их мнению, идет формирование так называемых агентов изменений, из которых могут выйти неплохие протестные лидеры.
Но вернемся к центрам культурного развития. Что же это такое?
Согласно концепции, каждый центр будет включать в себя три основных компонента: бизнес-инкубатор, образовательные практики и открытую культурно-просветительскую программу, а также дополнительный элемент – мобильный центр, перемещающийся по населённому пункту.
По словам Екатерины Гиршиной, участие в федеральной программе позволит Ульяновской области получить доступ к новейшим технологиям, которые сделают процесс знакомства с творчеством наиболее удобным и увлекательным.
Так, в Центрах культурного развития предполагается широкое использование современных телекоммуникационных технологий для качественной трансляции спектаклей и музыкальных представлений, технологий виртуального музея для знакомства с коллекциями ведущих музеев страны и мира, а также другие возможности распространения культурных продуктов в современных аудиовизуальных форматах.
По мнению министра искусства и культурной политики Татьяны Ившиной, модернизированные площадки позволят развить гастрольную деятельность на территории региона.
«Наши областные профессиональные коллективы знакомы с такой проблемой, как несоответствие площадки требованиям гастролирующих артистов. Иногда по этой причине выезды в районы отменяются. Изначально задумывалось, что эти учреждения станут цепью культурных центров, объединённых одной задачей – создать гастрольную сеть, охватывающую регион», – рассказала Татьяна Ившина.
Еще по теме:
Площадь каждого Центра культурного развития составит 1300-1800 квадратных метров (средняя площадь районного дома культуры – около 700 квадратных метров). На этом пространстве планируется расположить несколько творческих мастерских, многофункциональный зал, медиатеку, коворкинг-зону, спортивно-игровой зал, детскую комнату и другие помещения.
Как сообщили в областном правительстве, согласно федеральной программе, центры культурного развития будут представлять собой площадки для осуществления творческой и образовательной деятельности, проведения массовых мероприятий, занятий физкультурой и спортом. По мнению экспертов, их формирование будет способствовать решению сразу нескольких важных задач отрасли: повышения уровня услуг, создания возможности творческой самореализации населения региона и межнационального культурного обмена. Помимо этого, новые учреждения призваны повысить качество жизни граждан, развить городскую инфраструктуру, обеспечить новые рабочие места и предотвратить отток населения из малых городов.
Итак, сегодня необходим переворот потребителя в создателя
По мнению экспертов, необходимо, чтобы люди хотели проводить свой досуг в домах культуры, развиваться там. А для этого необходимо создание качественного продукта и пространства в целом, отметила Екатерина Гиршина.
Но в ульяновском варианте тема обсуждения будущего домов культуры превратилась в дискуссию о развитии культуры в регионе в целом. Были затронуты насущные вопросы, например, проблема оттока молодежи из провинции из-за отсутствия работы и инфраструктуры, проблемы с общественным транспортом в городе (не говоря уже о селах), которые препятствуют нормальному доступу к культурным событиям и пространствам. Но представители власти обсуждать эти темы не стали (хотя глава года Марина Беспалова и сказала, что общественный транспорт организуется по заявкам со стороны организаторов мероприятий и проблем нет). Складывается впечатление, что эксперты созвучны местным властям в оторванности от реальности, а пирамида Маслоу в их понимании и вовсе перевернута.
Юлия Узрютова. фото – Улград
Читать дальше:
- Приглашают на новогоднюю городскую экскурсию
- Показывают старинные поваренные книги и кухонную утварь
- Покажут старые поваренные книги и кухонную утварь
- 21 декабря состоится трамвайно-пешеходная прогулка «Вагон 2020»
- Тысячи мельниц, красивейшие винокуренные заводы и шинели для конвоя Николая II