Накануне слушания дела по капремонту депутаты срочно приняли новый закон

27 Апр 2014 Общество Dinika

Дело по капремонту, рассматриваемое в областном суде по заявлению юриста-общественника Константина Толкачева, приняло неожиданный оборот – за день до заседания Законодательное собрание области поспешно приняло поправки в областной закон о капитальном ремонте. Господину Толкачеву пришлось знакомиться с новым законом прямо в зале суда.

house

Напомним, 2 апреля было вынесено определение по заявлению Толкачева о признании противоречащим закону и недействующим постановления правительства Ульяновской области №51-П от 19 февраля 2014 года «Об утверждении региональной программы капремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области на 2014-2044 годы». Первое заседание состоялось 17 апреля. Во втором заседании по ходатайству представителей правительства приняла участие представительница министерства строительства, ЖКК и транспорта региона Ирина Золотова. На этот раз в зале заседания яблоку негде было упасть, узнать «всю правду» о региональной программе капремонта пришло не меньше 30 горожан. К сожалению, были и те, кто не смог попасть на заседание из-за собственной невнимательности. Люди попросту забыли взять с собой паспорт.

Состряпали за ночь

Пятничное заседание оказалось щедрым на неожиданности. В самом начале представители правительства и министерства строительства, ЖКК и транспорта вдруг предъявили суду совершенно свежее постановление ЗСО от 24 апреля 2014 года № 479/17-5 «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области», принятый накануне депутатами ЗСО и даже уже опубликованный в день заседания в одной из местных газет. Одним словом, вовремя подсуетились.

По залу пошел шумок: «за ночь состряпали и сорвали суд», «напугались, что народ выступит»… Из-за «сюрприза» произошла небольшая заминка, поскольку к такому повороту событий заявитель Константин Толкачев не был готов, и с законом ему пришлось знакомиться бегло прямо в зале суда. Впрочем, несмотря на, казалось бы, обескураженность, на которую, видимо, и рассчитывала власть, от своих требований он не отказался, и заседание продолжилось.

«Поскольку с документами только что ознакомился, правовой позиции на этот случай у меня нет. Я восхищен, что, несмотря на то, что региональную программу затянули на полгода, когда поступило мое заявление в суд, региональный закон приняли за неделю. Предоставленные документы полностью коррелируют, в том числе и с моим заявлением, и многие недочеты, действительно, устранены, чему я бесконечно рад. Несмотря на то, что правительство утверждает, что все мои требования незаконны, однако большая часть из доводов учтена в этой редакции», – отметил заявитель.

Где обследования, пояснения, паспорт?

По мнению господина Толкачева, несмотря на предоставленный в суд министерством строительства, ЖКК и транспорта отзыв, доводов, которые бы могли опровергнуть его позицию, все же нет. Более того, минстрой подтверждает, что никаких обследований технического состояния многоквартирных домов в области не фиксировалось, не изучалось ни на момент приватизации первого жилого помещения, ни позднее, в том числе при разработке и утверждении региональной программы капремонта общего имущества многоквартирных домов. Минстрой не рассматривает прямые доводы, которые указаны в заявлении и которые рассматриваются в судебном заседании. В том числе в отзыве никак не упоминается закон Ульяновской области от 5 июля 2013 года, который накануне изменили.

Константин Толкачев снова заострил внимание, что документ, выдаваемый за электронный паспорт, таковым не является, так как он не соответствует действующим нормативным актам. Однако другого «электронного паспорта», как выяснилось, не существует.

По мнению юриста-общественника в материалах дела нет доказательств о наличии исследования его многоквартирного дома, не представлены обоснования, почему дом поставлен на ремонт в период 2027-2029 и 2039-2041 годов. Нет пояснений как в региональной программе будет реализована норма ст. 168 ч.1 Жилищного кодекса, где сказано, что в первую очередь капремонту подлежат многоквартирные дома, которые требовали капремонта на дату первой приватизации.

Откуда цифры?

«Наоборот, в отзыве минстрой поясняет, что основным критерием разработки региональной программы являются срок эксплуатации дома и его техническое состояние. Мой дом согласно адресному перечню эксплуатируется 33 года, есть дома со сроком эксплуатации 20, 26, 28 и 32 года, предположу, что и техническое состояние этих домов тоже отличается. Тогда почему мой дом находится в упомянутых плановых периодах, а не в 2014 году, тем более, что по решению суда необходим капремонт кровли. Почему дома со сроком эксплуатации 124, 125 и 130 лет поставлены на капремонт лишь в 2017 году, но никак не в первую очередь, как дома с вышеуказанным сроком эксплуатации? Напрашивается вывод: очередность установлена в нарушение даже той нормы, которой оправдывается минстрой», – пояснил Толкачев.

Таким образом сомнения по поводу формирования очередности так и не развеяны. Кроме того не понятным осталось зачем при предоставлении порядка проведения мониторинга технического состояния домов при формировании региональной программы использовали электронные паспорта, не важно по какой форме. По мнению Толкачева, по-прежнему нет никаких доказательств законности ч.3 прил. №2 к региональной программе. Здесь коэффициенты в начале очереди по капремонту фактически приравнивают дома к тем, где износ составляет 80-100%. Хотя есть дома со сроком эксплуатации всего 20, 26 лет и так далее.

Что касается приложения 3, то предельная стоимость работ капремонта никак экономически не обоснована, не проведен аудит, непонятно, откуда вообще взялись все эти цифры. Вызвало сомнение и создание регионального оператора.

«Представлен документ, что создан региональный оператор, но это неправда. Этот документ не уполномочивает создаваемую некоммерческую организацию быть региональным оператором. Изменения в Жилищном кодексе, касающиеся капремонта, были приняты позже, чем создали этот Фонд модернизации ЖКК Ульяновской области, который нам пытаются выдать за регионального оператора. Я восхищен правительством, но думаю, что это не тот Фонд, либо Фонд расширил полномочия, но таких документов в настоящее время не представлено», – заявил Толкачев.

Финансовая пирамида капремонта

«Я вижу, что вчера в части установления конкретных сроков принятий программы капремонта областной закон изменен, но никаких доводов правительство не приводит и не признает это. Фактически мое заявление об оспаривании нормативного правового акта частично удовлетворено правительством вне суда, но правительство этого не признает».

По словам господина Толкачева, все еще не обосновано расхождение нормы о сроках реализации региональной программы капремонта между обжалованным нормативным актом правительства и региональным законом. Напомним, речь идет о сроках реализации в 31 год, тогда как сама программа рассчитана на 30 лет. Согласно программе реализация проходит в два этапа: 2014 год – когда выполняются отдельные виды работ, и с 2014 по 2044 годы – когда проводятся работы для остальных домов. Очередность капремонта определяется по сумме баллов. Однако до сих пор нет доводов, почему не опубликованы краткосрочные планы капремонта ни на 3 года, ни на год, как указано. То есть указанная норма в постановлении правительства, которое я обжалую, не соответствует по-прежнему ни областному, ни жилищному законодательству. А, значит, исполнение региональной программы капремонта не может начаться в 2014 году.

Кроме того, как заметил Толкачев, в адресном перечне по-прежнему не указана доля софинансирования со стороны областного и местного бюджетов.

«До настоящего времени правительство не представило обоснования расчетов предельной стоимости работ по капремонту, которые указаны в прил. №3 к оспариваемому нормативно-правовому акту, то есть вчера правительство изменило областной закон и убрало, как я понимаю, вообще свои обязательства по финансированию».

«На данный момент получается, что капитальная региональная программа, в том числе с учетом последних изменений, похожа, в сущности, на финансовую пирамиду!», – отметил юрист.

И добавил, что постановление сопровождается пояснительной запиской зампредседателя правительства – министра строительства, ЖКК и транспорта, который указывает, что «принятие закона Ульяновской области «О внесении изменений в закон УО», потребует также изменений в постановление правительства Ульяновской области, которое я обжалую. Я считаю, что мое заявление, поданное на момент действующего законодательства, правительство, не признавая, а фактически изменяя закон, частично признает».

Первая приватизация: акта нет

В ответ на это представитель минстроя Ирина Золотова выступила со своими доводами:

«В первоочередном порядке региональная программа должна предусматривать капремонт общего имущества многоквартирных домах, которые требовали проведения капремонт на момент приватизации первого жилого помещения. Закон РФ о приватизации жилищного фонда принят 4 июля 1991 года, следовательно, в основной части домов первые помещения были приватизированы в 1991-93-х годах. Документ, подтверждающий необходимость проведения капремонта на момент приватизации первого жилого помещения, акт технического состояния общего имущества многоквартирного дома составить на тот момент нереально. На момент первой приватизации в 1991-93-х годах обследование многоквартирных домов не проводилось. До 2002 года все многоквартирные дома в регионе находились в управлении специализированных муниципальных предприятий, затем после 2002 года были созданы муниципальные управляющие компании, а потом и частные, при этом документы о техническом состоянии дома не передавались. Поэтому акт технического состояния, составленный на момент приватизации первого жилого помещения, отсутствует».

Износ износу рознь

По словам Золотовой, в интересах собственников жилого помещения в многоквартирных домах основными критериями для определения очередности являются: срок эксплуатации жилого дома и физический износ, поскольку максимальное количество баллов, которое можно по ним получить – 100. Однако есть еще 4 критерия, которые также применяются.

«Считаем, что норма, предусмотренная ч.3 ст. 168 Жилищного кодекса при принятии региональной программы была соблюдена. К примеру, во Владимирской, Кировской области при исполнении очередности капремонта общего имущества многоквартирных домов используются всего три критерия: срок эксплуатации, дата последнего капремонта и износ здания, фактически же ими используется всего один критерий: ввод в эксплуатацию или последний капремонт. Минимальный срок эксплуатации общего имущества многоквартирного дома – 15-25 лет. Следовательно, в 1991 году в капремонт могли войти дома, введенные в эксплуатацию в 1966-76 году. То есть, чем старше многоквартирный дом, тем выше его потребность в капремонте. На сегодняшний день срок эксплуатации таких домов составляет 38, 48 лет и более. А так как таких домов в регионе больше половины, 3499, учитывали техническое состояние общего имущества многоквартирного дома. То есть чем больше физический износ, тем выше первоочередность капремонта. Что касается дома заявителя, то эта квартира приватизирована в 1992 году, то есть на момент приватизации первого помещения, дому было 11 лет, тогда в капремонте он не нуждался и не может попасть в первоочередной список капремонта», – пояснила госпожа Золотова.

Минстрой разъяснил, зачем понадобился первый этап реализации региональной программы капремонта. На сегодняшний день в регионе 102 дома, где собственники начали копить на капремонт еще до принятия региональной программы. Первые поступления начались с 1 марта 2012 года и не учитывать интересы собственников этих домов при разработке программы просто не могли.

Краткосрочный план – «с коленки»

Не согласился минстрой и с сомнениями по поводу электронного паспорта, который, как они считают, соответствует всем требованиям и является результатом проведенного мониторинга.

«Что касается приложения 3 – предельной стоимости капремонта. Использовалась максимальная стоимость работ сметы 2012-2013 года, составленной по фактическим работам согласно ФЗ №185. Действительно, решение создания регионального оператора принято в 2012 году. Жилищный кодекс, предусматривающий такие изменения, вышел 28 декабря 2012 года. Но примерно в это же время создался региональный оператор в Омской и Ярославской области. Наш региональный оператор – Фонд модернизации ЖКК – зарегистрирован в феврале 2013 года. Именно он участвовал в разработке региональной программы капремонта. В его уставе предусмотрены функции, которые касаются регионального оператора, в этом отношении у нас все соблюдено. Что касается софинансирования и краткосрочного плана. Региональная программа финансируется из федерального, муниципального и из областного бюджета, в 2014 году софинансирование собственников составит 15% от общей стоимости работ».

Удивили присутствующих доводы и по поводу отсутствия краткосрочного плана:

«Краткосрочный план принимается сегодня, так получилось. Он будет утвержден до 30 апреля», – ответила представитель минстроя на резонный вопрос судьи «когда?».
В ответ на эти слова зал зааплодировал. Похоже, принимать законы задним числом «с коленки» уже наловчились.

На замечания суда представитель минстроя ответила, что все необходимые изменения будут внесены, технически этого сделать не успели, так как постановление «О внесении изменений в закон…» было принято накануне. Так, в региональной программе будут учтены решения судов, однако, с оговоркой, что сделать это в 2014 году невозможно из-за финансирования из разных источников, предусмотренного программой. Кроме того, внесут изменения, касающиеся перечня работ, которых нет в законе от 19 февраля 2014 года. Например, из перечня в региональной программе куда-то «исчез» ремонт подвальных помещений, который предусмотрен Жилищным кодексом, а также не указана стоимость некоторых работ.

«Нормативный акт соответствует законодательству, все изменения носят технический характер, поэтому изменений в очередность капремонта многоквартирных домов они не внесут», – заключила представитель минстроя.

И все-таки вопросы у суда остались. Заседание перенесли на 30 апреля, поскольку необходимо представить ряд документов по квартире заявителя, а также наконец-то ознакомиться с краткосрочным планом капремонта, который, по заверению представителя минстроя, увидит свет накануне очередного заседания.

А вот то самое постановление, которое было оперативно принято накануне заседания:


ЗСО постановление 24.04.2014 г. No 479/17-5

О Законе Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области». ЗСО постановляет:
1. Принять Закон УО «о внесении изменений в Закон УО «о регулировании некоторых вопросов в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории УО».
2. направить указанный Закон губернатору УО для обнародования.
Председатель Законодательного Собрания
А.А.Бакаев ЗАКОН УО О внесении изменений в Закон Ульяновской области
«О регулировании некоторых вопросов в сфере обеспечения
проведения капитального ремонта общего имущества
в многоквартирных домах, расположенных на территории
Ульяновской области» Внести в Закон УО от 5 июля 2013 года
No 108-З «о регулировании некоторых вопросов в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории УО (Ульяновская правда» от 08.07.2013 No 73) следующие
изменения:
1) в части 1 статьи 5 слова «федеральными законами, Правительством» заменить словами «и иными федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Правительства»;
2) часть 1 статьи 7 изложить в следующей редакции:
«1. государственная поддержка капитального ремонта за счёт средств областного бюджета УО предоставляется на оказание и (или) выполнение следующих услуг и (или) работ по капитальному ремонту:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, систем противопожарной автоматики и дымоудаления;
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного
непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыш, в том числе переустройство невентилируемой
крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) утепление и ремонт фасадов, в том числе балконов, отмостков, смена входных дверей, окон в подъездах, ремонт встроенно-пристроенных помещений лестничных клеток;
6) установка коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
7) ремонт фундаментов многоквартирных домов;
8) изготовление проектной документации для осуществления капитального ремонта;
9) осуществление строительного контроля;
10) осуществление экспертизы сметной документации.»;

3) статью 8 изложить в следующей редакции:
«статья 8. Региональная программа 1.региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества
во всех многоквартирных домах, расположенных на территории
УО и включает в себя:
1) адресный перечень многоквартирных домов, расположенных
на территории УО, за исключением:
а) многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством
российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
б) многоквартирных домов, каждая квартира в которых имеет
обособленный выход на земельный участок;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту в отношении каждого многоквартирного дома, сведения о котором включены в региональную программу;
3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
2. очерёдность проведения капитального ремонта общего имущества определяется в региональной программе исходя из критериев, установленных приложением к настоящему Закону. При этом в первоочередном порядке региональной программой должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества
в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведён на дату утверждения или актуализации региональной программы.
3. органы местного самоуправления поселений и городских округов УО не позднее 1 ноября года, предшествующего году подготовки или актуализации региональной
программы, представляют в уполномоченный орган сведения, необходимые для её подготовки или актуализации соответственно. Перечень указанных сведений определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа.
4. уполномоченный орган подготавливает проект региональной программы и проекты нормативных правовых актов Правительства УО об её актуализации и представляет
их в установленном порядке в Правительство УО для утверждения.
5. региональная программа и нормативные правовые акты Правительства УО её актуализации подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном
Законом УО от 29 ноября 2005 года No 136-З о «о порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов УО, а также размещению на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «интернет».
6. Краткосрочные (сроком до трёх лет) планы реализации региональной программы утверждаются уполномоченным органом в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства УО».
Губернатор Ульяновской области С.Морозов, г.Ульяновск, 24 апреля 2014 года

Светлана Александрова

Оцените новость:
  • (9 голосов, средний: 4.89 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...