Яндекс.Метрика

УАЗовские раритеты: плавающий «Ягуар», «Барс» и другие. ФОТО

На территории Ульяновского автомобильного завода расположена выставка автомобилей завода: здесь представлена целая ретроспектива машин с 1941 года, о существовании некоторых из них теперь можно узнать лишь от коллекционеров. Например, 30 лет назад конструкторы УАЗа получили правительственные награды за изобретение плавающего автомобиля «Ягуар». Эта модель предназначалась для армии, в частности для пограничников. До сих пор в мире нет аналогов этому автомобилю — его скорость на воде составляет 8-10 километров в час. Посмотрим и на другие раритеты.

Как нам рассказали на выставке, на суше автомобиль развивает скорость до ста километров в час. Известны случаи, когда он сплавлялся по воде до Астрахани. Сейчас известно о существовании двух таких машин. Первая здесь, вторая – у одного из коллекционеров. Серийного производства этого автомобиля не было, всего выпущено 14 штук.

Сразу отметим, мы расскажем лишь о некоторых автомобилях-экспонатах выставки, так как все охватить практически нереально. Для подготовки материала использована информация, рассказанная в ходе экскурсии по выставке, а также официального сайта УАЗа.

SAM_3714

Для начала немного истории. В июле 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял решение об эвакуации из Москвы ряда крупнейших предприятий. В Ульяновске было открыто сборочное производство Завода Имени Сталина (ЗИС). Часть коллектива Московского автомобильного завода вместе с оборудованием была эвакуирована в Ульяновск. К началу 1942 года цех боеприпасов выпустил свою первую продукцию — авиационные снаряды.

SAM_3723

SAM_3721

А маю 1942 года было собрано пять первых автомобилей ЗИС-5. В феврале 1942 г. начата стендовая сборка автомобилей для фронта. В июле темпы сборки возросли до 20-30 машин в сутки. Ульяновский филиал № 4 ЗИС (УльЗИС) официально назначен головным предприятием по выпуску автомобилей ЗИС-5. Собраны и отправлены на фронт десятки грузовых автомобилей. Осенью начат выпуск малолитражных двигателей Л3/2 для нужд армии. К концу 1942 года на заводе трудилось уже около четыре тысячи молодых рабочих.

22 июня 1943 года ГКО принимает решение о строительстве в Ульяновске автомобильного завода. С этой целью городской исполком выделил за рекой Свиягой 200 гектаров земли под промышленное и жилищное строительство. Строительство автозавода положило начало одному из крупнейших районов города Ульяновска.

К маю 1943 года был выпущен опытный образец дизельного грузовика УльЗИС-253 — первый собственный автомобиль Ульяновского автозавода. Этот 3,5-тонный дизельный грузовик по экономичности двигателя и динамическим качествам не уступал американскому «Студебеккеру», за что и получил высокую оценку специалистов. В конце 1944 года машину марки ЗИС-5 передали на Урал, в город Миасс, а ульяновскому автозаводу было поручено освоить и наладить выпуск автомобилей ГАЗ-АА.

На октябрьской демонстрации 1949 года впервые был продемонстрирован опытный образец однотонного грузовичка УАЗ-300. В 1950 году он успешно прошел дорожные испытания. Но ему не суждено было пойти в производство.

В конце 1954 года с конвейера сходят наладочные партии ГАЗ-69. А в 1956 году приказом министра Ульяновскому автозаводу было поручено освоить выпуск ранее производившихся в Горьком легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69 и ГАЗ-69А и прицепов к ним. С этого года УАЗ официально специализируется на производстве малотоннажных автомобилей повышенной проходимости.

SAM_3724

SAM_3731

Весной УАЗу поручено провести в сжатые сроки цикл опытно-конструкторских работ по созданию нескольких разновидностей автомобилей, в том числе санитарного, грузового, фургона, микроавтобуса. Принята новая по тем временам компоновка с кабиной над двигателем, которую на автомобилях повышенной проходимости не применяла ни одна фирма. Такая компоновка позволила увеличить объем кузова без увеличения длины автомобиля.

SAM_3736

Уже в 1959 году Ульяновские вездеходы были отправлены на экспорт в 22 страны мира. Автомобили ульяновского автозавода имели хорошую репутацию, благодаря неприхотливости в эксплуатации и надежности. По своим ходовым качествам УАЗы превосходили своих зарубежных аналогов, чем и заслужили уважение зарубежных автомобилистов.

Первый логотип УАЗа
IMG_20140422_115542

В январе 1961 года принято решение об освоении новых моделей автомобилей. В конце года начато серийное производство грузовика с бортовой платформой УАЗ-451Д и фургона УАЗ-451. 12 декабря первые машины сошли с нового конвейера.

В начале 1965 года с конвейера сошел 250-тысячный ГАЗ-69.

IMG_20140422_115241

Завершена разработка легкового автомобиля УАЗ-469. УАЗ-469 должен был прийти на смену ГАЗ-69. После тщательной работы конструкторов над кабиной, подвеской и мостами, были проведены контрольные испытания, а затем документацию на машину передали в отдел подготовки производства.

В 1971 году принято решение о безостановочном переводе производства с автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А на автомобили УАЗ-469 и УАЗ-469Б. На следующий год УАЗ-469 успешно прошел государственные испытания.

SAM_3732

SAM_3734

SAM_3730

SAM_3735

В 1974 году (18 февраля) с конвейера сошел миллионный УАЗ. Этим автомобилем был УАЗ-452 (фургон), завоевавший к тому времени большую популярность среди автомобилистов. В августе 1974 года три автомобиля УАЗ-469Б поднялись по серпантинному склону Эльбруса на высоту 4000 метров над уровнем моря. Чистое время подъема составило всего 38 минут.

В 1989 году по инициативе телевизионной программы «Клуб путешественников» Ульяновский автозавод принял участие в экспедиции международного проекта «Великий Шелковый путь», который проводился под эгидой ЮНЕСКО. Пройдя в общей сложности около десяти тысяч километров по пескам и горам Средней Азии и Казахстана, автомобили УАЗ ничуть не уступали в скорости и проходимости автомобилям фирмы «Мерседес-Бенц», а на подъёмах в горах даже имели преимущество.

SAM_3737

SAM_3738

SAM_3739

SAM_3741

SAM_3743

SAM_3744

SAM_3740

Для справки

Для интересующихся размещаем характеристики некоторых автомобилей, которые когда-либо выпускались на УАЗе

IMG_20140422_120240

IMG_20140422_120321

IMG_20140422_120338

IMG_20140422_120448

IMG_20140422_120456

IMG_20140422_120532

IMG_20140422_120613

IMG_20140422_120646

Юлия Узрютова. Фото автора

Оцените новость: