Яндекс.Метрика

Артур Сирачев: Ульяновск – город, где можно прекрасно жить

Около двух недель назад Артур Сирачев был назначен на должность директора департамента молодежной политики областного министерства образования и науки. Регион делает ставку на молодежь, но пока создается впечатление, что молодежь, в свою очередь, нацеливается на другие города и страны, уезжая из нашего региона. В интервью по случаю назначения мы с Артуром обсудили и эту проблему, а также ситуацию с молодежной политикой региона в целом. Сам Артур говорит, что никогда и не думал уезжать из Ульяновска, подчеркивая, что у молодежи нашей области есть множество возможностей для получения образования, работы на новых предприятиях, интересного досуга и счастливой жизни здесь, в Ульяновской области.

– Артур, как произошло твое назначение на эту должность?

– Непосредственно предложение поступило от министра образования и науки Ульяновской области Екатерины Уба, которая и взяла в свое подчинение департамент молодежной политики. Мы неоднократно пересекались в общественной сфере, я на различных площадках высказывался по молодежной политике. Она предложила использовать весь мой опыт, знания и понимание проблем, которые существуют в молодежной среде.

– Ты в должности всего пару недель: уже произошло понимание обстановки и что теперь от тебя многое зависит не как от общественника?

– Я же много лет занимаюсь непосредственной работой с молодежью. Когда у тебя есть определенное количество ресурсов, знания по тем или иным вопросам, ты можешь действовать только в рамках тех возможностей, которые у тебя есть. Например, как члены общественной палаты, мы могли давать бесконечные рекомендации, предлагать свои варианты решений, но не могли напрямую влиять на то, как это будет сделано. Сейчас мне ресурсы дали, пусть весьма ограниченные, но зато намного больше, чем когда-либо раньше. Поэтому здесь у меня все для того, чтобы максимально и себя проявить, и идеи воплотить, и объединить усилия всех структур и неравнодушных людей, которые хотели бы что-то изменить в плане работы с молодежью.

– Как планируешь объединять эти усилия?

– Сейчас ситуация такая: есть ряд ведомств, которые занимаются теми или иными вопросами молодежи, центр патриотического воспитания, общественные молодежные организации, отдельные специалисты по делам молодежи в районах. Каждый выбрал свое направление, ведет его по своему плану мероприятий, делает то, что может. Но единой системы нет. Совместная же работа даст больше эффекта. И одна из моих первых задач – объединение усилий всех этих структур. Во-вторых, я собираюсь сделать так, чтобы департамент стал координирующей структурой, которая все усилия будет направлять на реализацию молодежной политики, то есть на решение проблем и создание условий для реализации и самореализации молодежи. Пласт большой. Мы встретимся со всеми заинтересованными, обсудим, что у нас есть, наши планы. Мы откровенно поговорим о проблемах и возможностях каждой организации в направлении того, как нам всем помочь друг другу сделать наш регион еще комфортнее и интереснее для молодежи.

– Не секрет, что молодежь у нас финансируется по остаточному принципу. Какова, по-твоему, роль денег для молодежной политики? Важно «выбить» больше денег или отсутствием денег можно прикрываться, если что-то не получается. Кстати, сколько в этом году выделено средств?

– По областному бюджету, 5 миллионов рублей на программу «Молодежь» и 5 миллионов на программу «Обеспечение жильем молодых семей».

– Любому очевидно, что очень мало…

– Да, поэтому и в прошлом году, и на общественной палате я неоднократно поднимал этот вопрос, когда мы еще рассматривали бюджет. Но, увы, сложные времена, и мы это прекрасно понимаем. Нам говорили, что в течение года, может быть, получится увеличить финансирование, и мы на это очень рассчитываем. Но деньги даются только под конкретные проекты, когда мы сможем доказать, что они принесут конкретные результаты. Если в ближайшее время у меня самого получится понять и сформулировать все это, на что конкретно и сколько нужно денег, за какой результат я смогу потом ответить лично, тогда я буду пытаться находить большее финансирование.

Шарики-фонарики

Еще по теме:

– Еще одна «не новость» для тебя: молодежную политику нашего региона в последние годы критикуют за увлечение мероприятиями, от которых мало толку…

– Да, и я критиковал. Даже есть такое понятие – «шарики-фонарики», когда проводятся разнообразные мероприятия, которые не несут практически никакой смысловой нагрузки. Я перед собой ставлю задачу, чтобы все, что делается, несло смысловую нагрузку. Это касается и непосредственно каких-то программ и проектов. Но есть уже запланированные мероприятия, которые проводятся традиционно.

– Часть из них, безусловно, нужна…

– Да, но мы будем смотреть, что можно поменять, например, с теми мероприятиями, которые были в свое время необходимы, а сейчас уже нет. Посмотрим, от чего отказаться, что придумать новое, что даст нам больше результата. Но опять же, есть мероприятия, которые проводятся по разным направлениям, в том числе патриотические. Много критиковали КВН и какие-то творческие вещи, но как без этого? Ведь когда-то первый шаг в серьезную жизнь успешные сегодня люди делали именно через участие в КВН. Это же не занятия ерундой, через форму игры людям даются определенные навыки, которые в дальнейшем нужны в жизни: стрессоустойчивость, ораторские навыки. Надо просто понимать, зачем это нужно, и эту идею всегда нести, когда что-то проводится. Все должно нести конкретную полезную составляющую. Как бы ни критиковали КВН – это определенная школа. Хотя у нас в программе «Молодежь» вообще денег на это не заложено. Проект существует на самофинансировании. Но поддерживать его, я считаю, необходимо. Так же как и другие творческие проекты. Они помогают человеку раскрывать творческие способности, которые влияют на его реализацию в жизни. Многие навыки нельзя получить просто, проходя линейку «школа- ссуз или вуз – трудоустройство».

– Кстати, сюда же можно отнести и выборы президента в школах…

– Да. Этим занимается организация «Новая цивилизация» – школьное государство с президентом и выборами. По мере сил, будем поддерживать это движение. Ведь что мы имеем? В 90-е годы создавалось новое государство, появились идеи о том, что должно быть самостоятельное гражданское общество, сильное местное самоуправление, о том, что каждый гражданин должен брать ответственность за то, что происходит вокруг него. Пока перестройка этого создания в головах не произошла в полной мере. Это мы можем видеть по мусору на улицах, по поведению людей на праздниках и т.д. Одна из целей реализуемой политики – создание в головах людей четкого понимания, что мы уже самостоятельные граждане, которые сами определяют, в каком городе и в какой стране они живут.

Все есть в Ульяновске

Еще по теме:

CIMG5599– Молодежь активно уезжает из Ульяновска, не видя здесь для себя перспективы. Согласен ли ты с ними?

– Необходимо, чтобы для молодежи был понятный алгоритм действий и поведения. Должны быть видны пути развития для каждого человека. Кто-то считает, что он не может здесь самореализоваться, и уезжает в другой город. Я, к примеру, всегда знал, что останусь в Ульяновске, и я буду делать все, чтобы реализоваться здесь.

– То есть не было мыслей уехать из Ульяновска?

– Абсолютно нет! Я уверен в том, что хорошо там, где мы есть, и мы можем сделать мир вокруг себя лучше, а не бежать за ним куда-то в далекую страну. Это позиция каждого человека. Другое дело – как эта позиция у него сформировалась. Мне, например, родители сказали: вперед, все возможности есть. Я поверил и работаю. У нас огромное количество работающей молодежи, тысячи молодых после учебы пошли работать на местные предприятия: они для себя сделали выбор, а наряду с работой и заботой о семье участвуют в деятельности совета рабочей молодежи, в различных конкурсах, соревнованиях. Есть сообщество молодых предпринимателей, которые сделали для себя выбор и начали здесь заниматься предпринимательством, и уже открыли филиалы во многих городах страны. Живя в Ульяновске, они зарабатывают огромные деньги. И у них нет желания куда-то уехать. Они полностью реализуются здесь. Вот они для себя нашли алгоритм действий. Сейчас главное эти яркие примеры и пути развития показывать другим молодым людям. И мы будем думать, как ярче и понятнее показать варианты развития и жизненные дороги для каждого здесь, в Ульяновской области.

– Кстати, губернатор поставил задачу убеждать школьников не уезжать в вузы других городов. Но убеждать и показывать хороший путь развития – это одно. Другое дело – реальность: человек выходит на улицу, видит никакую городскую среду, а кто-то даже тоску и безысходность, так и рождается желание уехать…

– Во-первых, ситуация неоднозначная. Учебная миграция как таковая – это тенденция общемировая. Огромное количество людей в Штатах, Европе и России постоянно мигрируют на учебу в разные университеты. Это абсолютно нормальная ситуация, когда люди стремятся в престижные вузы и думают, что там они могут реализоваться. Есть и объективный фактор, когда уезжают, так как каких-то специальностей нет в наших университетах. Что касается трудовой миграции, то опять же статистика говорит, что часть выпускников европейских и американских вузов едут на работу в Россию и Китай. Они видят, что только здесь могут реализоваться. Таких примеров тоже немало.

– Но главная статистка для наших людей – соседи и сарафанное радио. У меня, к примеру, половина класса разъехалась.

– Да, а вокруг хоть трава не расти. Но надо видеть всю картину в целом.

– Многим не легче от общей картины.

– Это понятно, просто опять же, надо понимать, где ты живешь. И это уже связано даже не с молодежной политикой, а с развитием городской среды и гражданского сознания. Для некоторых людей, например, в Ульяновске существует только Нижняя Терраса, Москва и Санкт-Петебург, Самара и Париж. Они не понимают границы города Ульяновска, не знают, что у нас есть Юловский пруд, Сенгилеевские горы и древняя история. Когда человек не осознает, где он находится, как он к этому привязан и причастен, само собой, для него субъективно и нет никаких возможностей. А когда он понимает, где он находится, какие у него есть возможности, – например, в том, что можно получить специальность и работать на новом предприятии, – тогда для него здесь есть перспективы.

– Трудоустройство молодежи в Ульяновской области – целый пласт проблем или обстановка не такая плачевная?

– Ситуация весьма неоднозначная, опять же молодежь не знает о тех возможностях, которые есть в Ульяновской области. Например, о том, что к нам заходят новые производства, о надбавках в районах в сфере здравоохранения, о возможностях летнего трудоустройства и получения образования и новых компетенций. Надо, чтобы человек понимал, что есть и что его ждет. Тем более, организуются и бесплатные занятия, либо за минимальные средства. Плюс большие возможности дают федеральные лагеря «Селигер», «iВолга» и другие, которые дают знания и помогают молодым людям понять, где им интересно и куда пойти работать.

– Как ты думаешь, ульяновская молодежь чувствует, что она здесь нужна?

– Какая-то чувствует. Я же чувствую, что я нужен, поэтому я здесь. И многие активисты, и работающая молодежь здесь нужна. Но опять же, часть молодежи не представляет обо всем этом, о том, что в Ульяновске можно зарабатывать огромные деньги, что после работы можно не сидеть у телевизора, а прекрасно проводить время, заниматься спортом и т.д. Я вижу одну из своих задач в том, чтобы это понимание у молодых людей появилось: когда каждый будет вкладываться в собственное будущее и в окружающее пространство, наша жизнь изменится в лучшую сторону.

CIMG2772– По-твоему, Ульяновск – все же не дыра, как многие любят говорить?

– Кстати, большое заблуждение считать, что только в Ульяновске так думают. У меня много знакомых из других регионов, и огромное количество молодежи про свой город говорит один в один то же самое. У меня даже складывается ощущение, что это какая-то зомбирующая программа, которая одни и те же мысли пропагандирует в головы молодых людей в разных городах нашей страны.

– То есть считаешь, что это не так?

– Да конечно не так. Если бы я считал так, я бы, может, уехал отсюда. Просто я вижу огромное количество молодых людей, которые не то, что так не считают, они здесь живут так же счастливо и успешно, как и во многих других городах мира и страны. Они уже здесь чувствуют себя прекрасно, хорошо зарабатывают, могут позволить себе уехать на курорт, ездить на хороших машинах. А хорошо не там, где море рядом, а там, где ты чувствуешь себя комфортно и счастливо. Ульяновск – это совсем не худший город. Каким город является, зависит только от нас. Если молодой человек считает, что город плохой, то это субъективно для него он плохой.

– Можно заработать денег. Самореализоваться. Но выйти на улицу, а там ямы на дорогах, тротуары заставлены машинами и т.д. Можно, конечно, пожаловаться, но толку от этого мало. От этого многие уезжают…

– Можно бегать от проблем. А можно пытаться их решать. Ведь кто ставит машины? Сами горожане. Бегут не из города как из географического пространства, а от людей, с которыми не разделяют взглядов на жизнь. И чем больше будет людей, у которых общее видение того, каким должен быть город и пространство, тем заметнее будет меняться жизнь. Просто все усилия надо направить на то, чтобы большее количество людей в это включилось, и это не связано только с молодежью. Мусор кидает и машины ставит где попало не только молодежь. Но это разговор уже не только о молодежи. Я со своей стороны могу попытаться объединить усилия всех людей и административный ресурс. В этом и есть политика, и принципиальное отличие нашей структуры департамента от работы конкретной общественной организации. Наша задача в том, чтобы десятки тысяч людей поучаствовали, тогда политика действительно даст результат.

Фото – Улград, ulyanovsk.er.ru/news/2012/12/12/partiya-v-licah-artur-sirachev-izvestnyj-radiovedushij/

Юлия Узрютова

Читать дальше:

Оцените новость: