Яндекс.Метрика

Краевед Вячеслав Ильин: о названиях ульяновских улиц, спекуляциях с топонимикой и чехарде в нумерации домов

С каждым годом Ульяновск все больше застраивается, старые улицы видоизменяются, некоторые переименовываются, ряд из них теряют аутентичность, другие – приобретают новые смыслы. Собрать все воедино призвана книга «Улицы Ульяновска» – справочник по ныне существующим улицам города. Непосредственно структурированием книги занимается инженер, краевед, житель Ульяновска с 1966 года Вячеслав Николаевич Ильин. Такое издание готовится в Ульяновске впервые. В процессе работы возникают неожиданные вопросы по датам, именам, зданиям, предприятиям, рассказал Вячеслав Николаевич. Краевед поведал нам об интересных фактах из истории ульяновских улиц, переименованиях и «придумывании» названий новым городским улицам. Случаи, действительно, бывали самые разные. Например, улица Южная на Тутях в 1933-1937 гг. носила имя М. Тухачевского. Старожил этой улицы рассказал краеведу, как однажды ночью 1937 года он проснулся от стука по стене дома. Оказалось, что это сбивали доску с именем Тухачевского, так как утром все узнали, что маршал стал врагом народа и арестован.

– Вячеслав Николаевич, какая улица – самая первая в Симбирске? Где она была и сохранилась ли?

– Назвать только одну улицу и сказать, что она первая, естественно, невозможно и из-за отсутствия таких сведений, и по причине, скорее всего, одновременной застройки города. Поэтому вернее говорить о первых улицах с указанием примерной даты их появления или упоминания. Некоторые из них по разным причинам исчезли с карты города. В конце 17 столетия (1650-1690-е гг.) упоминаются улица Стрелецкая (ныне на её месте эспланада), Богоявленский съезд (ныне начало улицы Ленина), улица Казанская (ныне улица Красноармейская) и Казанский тракт (ныне проспект Нариманова), улица Тихвинская верхняя (ныне улица Плеханова), Польская или Панская (ныне улица Энгельса), улица Чебоксарская (ныне улица Бебеля), улица Большая Свияжская (ныне улица Ленина), площадь Спасская и переулок Спасский (снесены в Подгорье).

CIMG3084

– А самая новая на данный момент?

– В связи с постоянными появлениями новых кварталов в разных районах города и временным отсутствием решений мэрии по новым улицам трудно назвать самые новые. В список новых улиц, появившихся с 2010 года (но не самых последних), входят улицы Александровская, Генерала Кашубы, Генерала Мельникова, Генерала Табакина, Героев Труда, Героя России Джорджадзе, Героя России Кулакова, Городская усадьба, Еремецкого, имени Генерала Пушкарёва, имени Генерала Шурова, Спасская (переименована улица Советская), Столыпина, Якурнова, площадь Танкистов, проспект Олимпийский.

– Можно ли выделить для Симбирска-Ульяновска основные принципы названий улиц?

– Принципы, по-моему, формируются или естественным путём на протяжении многих лет, или гениальным человеком (группой гениев), или по руководящим указаниям не всегда компетентных начальников. Происхождение симбирских улиц достаточно подробно и с приведением примеров изложено в топонимическом лексиконе «Симбирские улицы», 2002 г. (авторы Волошина Т.П., Ильин В.Н., Рассадин А.П., под редакцией Рассадина А.П.). В настоящее время новым улицам присваиваются названия в соответствии с составленным синодиком, утверждённым мэрией и пр. Этот полутаинственный синодик составлялся по утверждённым той же мэрией принципам, добросовестно готовится специалистами архитектуры и градостроительства мэрии. Жители оказываются перед фактом проживания или на Тюльпанной улице, или генерала ФСБ, о котором мало кто знал. Принципы есть, но их мало кто читал. В деле наименования и, ещё в большей степени, переименовании улиц больше проявления, извините, за такое слово, волюнтаризма чиновников. Последний пример – переименование улицы Советской в улицу Спасскую. Вообще, ответ не может быть однозначным – слишком много мнений, и часто довольно аргументированных.

CIMG3085

– Кстати, в новом городе одну из новых улиц назвали просто «Новая». Как вы к этому относитесь?

– Когда я слышу названия типа «улица Новая» или «переулок Широкий, то первая реакция – это отсутствие или знаний, или фантазии, обычная леность авторов. Ведь через год улица уже не будет «Новой», а на другом конце города появится более широкий переулок. Умственная убогость и стереотипность мышления приводят к появлению одинаковых названий в одном населённом пункте.

CIMG8608

– На ваш взгляд, какая улица Ульяновска – самая необычная?

– Почти 50 лет назад, когда после окончания института я приехал в Ульяновск и знакомился с городом, блуждая по улицам, меня привела в недоумение этакая завихрённость улиц Федерации, Мира, Красногвардейской и Курмышков (они же переулки Мира). Как бы я ни ходил, почти всегда выходил совсем не в то место, куда хотел попасть. А ведь этот райончик переплюнуть можно. После сноса прямолинейной Конно-Подгородной слободы и появления улиц Аблукова, Артёма и Смычки очень раздражала квадратно-гнездовая планировка домов. Трудно было незнакомому человеку определить принадлежность дома к определённой улице. И только после того, как в голове отложились планы этих районов, ориентироваться и запоминать достопримечательности города стало легче. А в отношении необычности могу сказать не о самих улицах, а о нумерации домов на части этих улиц. Возможно, в нашей стране найдётся немного населённых пунктов, в которых сложилась такая трудно постигаемая нумерация домов. Несколько параллельных улиц в центре города или на Тутях начинаются с разных сторон. Один пример, нумерация домов по улицам Минаева, Карла Либкнехта, Ленина начинается от Свияги, а по улице Карла Маркса – на ней заканчивается. Исторически сложилось так, что по нечётной стороне улицы Энгельса последовательность домов была №5а, №7а, а затем №1, №3 и снова №5. Чехарда в нумерации домов в современной застройке говорит только об отсутствии компетентного хозяина в коммунальной службе города. Интерес к названиям улиц с их стороны проявляется только в дни памятных событий или по сигналу сверху. Иначе трудно объяснить существование многолетней ошибки на трафаретах улицы Гагарина, которая в дореволюционные годы носила название Ново-Казанской улицы. Её же обозвали Мало-Казанской улицей, которая ныне именуется Красногвардейской. Смена названий не всегда была безобидной операцией. Улица Южная на Тутях в 1933-1937 гг. носила имя М. Тухачевского. Как рассказывал мне старожил этой улицы, однажды ночью 1937 года он проснулся от стука по стене дома. Выйдя к воротам, он увидел деятеля местной администрации, который сбивал доску с именем Тухачевского. Утром все узнали, что маршал стал врагом народа и арестован.

CIMG3317
Один из молодых микрорайонов Ульяновска на Набережной Свияги, в котором появляются новые “символы”, например, площадь Европы и Аллея городов-побратимов

– Бывают случаи, что горожане долгое время думают, что улица названа в честь одного человека, но на самом деле в честь другого. У нас в Ульяновске есть такие ситуации?

– Да, такие улицы есть. Ограничусь только их перечислением, чтобы не опережать события, так как мотивация еще не до конца выяснена. Это улицы Минина и Пожарского в засвияжском районе Связь, Островского в центре города, Жуковского на Верхней Террасе.

У соседей такие книги уже есть, у нас подобное издание готовится впервые

В готовящейся книге будет приведена история развития городской планировки, названий улиц, информация о районах города, проблемах современной ульяновской топонимики. В справочнике предусмотрены алфавитный и именной указатели. Кроме того, будут интересные приложения: гербы города, городские панорамы, планы города разных лет, начиная от 1800 года, в том числе планы исчезнувших районов (слобод), перечень наименований исчезнувших улиц, изменённых и неофициальных наименований улиц, перечень населённых пунктов, включённых в городскую черту. Наконец, будут приложены схемы автобусных, трамвайных и троллейбусных маршрутов, а также справочная информация по городу. В таком виде и с таким содержанием книги по всем улицам города ещё нет, рассказал нам Вячеслав Николаевич.

CIMG4021
Проспект Авиастроителей в новом городе, от которого к Волге строятся новые микрорайоны

CIMG0790
Проспект Филатова с точечной застройкой


– Сколько у нас в городе улиц? Все ли они будут представлены в книге?

– В настоящий момент в базе данных под рубрикой «Существует в настоящее время» числится 858 улиц, переулки и пр. Общее число наименований всех элементов городской инфраструктуры достигло 1737. За бортом этой базы пока остались улицы поселений, недавно включённых в состав городской черты. В планах составителей охватить всё: это будет справочник по улицам Ульяновска, как занесённым, так и отсутствующим в официальном реестре наименований улиц, переулков и площадей города Ульяновска, утвержденном постановлением мэра Ульяновска №1198 от 21.05.99 г. В том числе, и по улицам пригородных районов, посёлков, включённых в состав города в последние годы. В других городах, и не только крупных, подобные книги были изданы. Укором для Ульяновска может служить книга А. Ильинова с массой цветных иллюстраций «Знакомый и незнакомый Алатырь. Прогулки по улицам города», изданная в Чебоксарах в 2012 году. В этом они обогнали культурную столицу. В Ульяновске кроме классического труда П.Л. Мартынова «Город Симбирск за 250 лет его существования» были изданы в чёрно-белом варианте несколько небольших книг: «Их именами названы улицы нашего города» (1974 г.), «Симбирск-Ульяновск. Улицы города, их прошлое и настоящее» (1998 г.), Никонов В.А. «Названия улиц в Симбирске-Ульяновске» (1969 г.), «Город Ильича в названиях улиц» (1990 г.) и «Симбирские улицы», Топонимический лексикон (2002 г.).

CIMG1681
Одна из центральных улиц города – Минаева

– Как собирается информация для книги?

– Содержание книги основано на документах фондов областного и городского архивов, текстовых материалах Дворца книги, комитета архитектуры и градостроительства, монографиях и статьях ульяновских историков и краеведов, воспоминаниях жителей города и работников различных ульяновских предприятий и организаций. Осуществляется и пешеходное исследование всех описанных улиц и беседы с местными жителями, в первую очередь, со старожилами. Книга адресована как простым жителям города с разной степенью краеведческой осведомлённости, так и специалистам, деятельность которых связана с освещаемой темой.

– Кто работает над сбором и анализом информации?

– Непосредственно структурированием книги, редактированием текста, подбором иллюстраций занимаюсь я. Кроме меня, информационное содержание наполняют несколько человек: О.А. Свешникова, И.Э. Сивопляс, А.Ю. Шабалкин. Возможно, к нам присоединятся и другие авторы-составители. Двери открыты.

CIMG3348– Как вы, как житель Ульяновска и краевед, относитесь к переименованиям улиц?

– Ответ не может быть однозначным, так как вопрос только внешне кажется простым. И это прямо затрагивает интересы горожан. Прежде всего, инициаторам переименований следует публично и аргументированно объявить, с какой целью проводится это переименование. Следующим этапом (а лучше заранее) выработать и опубликовать принципы смены названий, собрать предложения жителей, довести до их сведения результаты обсуждений, но не устраивать референдумы, а тем более игнорировать коллективное мнение в угоду начальникам и в соответствии с сегодняшней конъюнктурой. Это касается и новых названий улиц.

Устранение какого-то названия можно считать вычёркиванием из истории страны или города определённых событий или людей. Это ненамного отличается от сознательного переписывания истории в угоду новым правителям. Есть, конечно, неблагозвучные названия, конъюнктурные и т.д. Но здесь должно быть корректное обсуждение проблемы как специалистами (историки, филологи, архивные и музейные работники, и, естественно, краеведы), так и жителями города. Например, многие мои знакомые считают обязательным переименование улиц, появившихся в 1918 году: революционных деятелей Маркса, Энгельса, Марата, Робеспьера, Люксембург, Либкнехта и т.д. Мол, чужие нам люди, и вообще из-за них все беды. А что делать со спуском Степана Разина (в 1918 г. спуск Стеньки Разина)? Переименовывать или оставить? А ведь он чуть ли не весь город спалил, людей всяких побил и безобидную княжну утопил, не посмотрев на иностранное происхождение. Поэтому вопрос надо ставить шире. И начинать, а вернее, наконец, закончить всю суету бывших коммунистов и новых демократов вокруг переименования города Ульяновска. По этому вопросу у меня ответ один. В историко-краеведческом плане для меня понятия Симбирск-Ульяновск представляют одно целое. Нельзя искусственно разрывать исторический процесс. Но старого Симбирска уже нет. Его существующие остатки в виде каких-то отдельных домов или природно-архитектурных ансамблей исчезают не без помощи (часто скрытой, неявной – ведь всё начальство за сохранение культуры, традиций и возрождение духовности) наших руководителей. То же самое обстоит с улицами. Здесь сплошной пиар и конъюнктурщина. Последний пример – переименование улицы Советской в улицу Спасскую. Если быть последовательным, то инициатору этого фарса CIMG2373следует снести ДК «Губернаторский» и ТРЦ «Версаль». А также на свои деньги построить если не весь Спасский монастырь, то хотя бы Иверскую церковь и церковь Спаса Нерукотворного. А саму территорию вернуть Русской православной церкви. Возвращать старое название необходимо с мотивацией выбора этого названия, так как их может быть несколько: последнее дореволюционное, или самое первое, или наиболее известное – устоявшееся, или как видит губернатор или мэр. Например, улице К. Маркса возвращается её первичное название Мясницкая, для чего восстанавливаются мясные ряды с экологически чистой продукцией, или последнее царское название Дворцовая улица в связи со строительством у Карамзинского сквера губернаторского Дворца. Наконец, давать новое название по существующим принципам. Но есть небольшой нюанс. Должно ли новое имя сохранять какую-то историческую преемственность? Или берём его с потолка или как очередное из синодика согласованных названий? Если разумных ответов нет, то я против спекуляций с городской топонимией.

Юлия Узрютова. Фото автора

Оцените новость: