Яндекс.Метрика

Ковёр Time. Демонстрация 7 ноября 1972 года в Ульяновске: уже лежал снег

В 1972 году в Ульяновске в это время уже лежал снег и было холодно, вспоминают старожилы города. На демонстрацию шли в пальто. Однако 7 ноября 1974 года было довольно тепло – настолько, что, как вспоминает жительница улицы Карла Либкнехта, она смогла пойти на демонстрацию в новеньких белых босоножках, купленных в Киеве за 45 рублей. «Идти на демонстрацию не то, что заставляли, но, нам, например, в пединституте (тогда педуниверситет был еще институтом), сказали, что тех, кто не придет, лишат стипендии. Поворчали немного, но пошли», – вспоминает она. О демонстрациях, трибунах на площади Ленина, дружных «Ура!» и застольях в рамках нашей рубрики «Ковёр Time» вспоминают жители Ульяновска.

Праздник 7 ноября (годовщина Великой Октябрьской социалистической революции) отмечался в СССР ежегодно с 1918 года. В Москве и по всей стране проходили демонстрации трудящихся. С 2005 года 7 ноября перестало быть выходным и праздником, и теперь у нас новый выходной праздничный день 4 ноября – День народного единства.

С утра на улицах Ульяновска очень громко звучала бодрая музыка, так что было невозможно остаться дома

Город тоже украшали флагами и портретами деятелей компартии, которые размещали даже в витринах магазинов. Люди несли не только лозунги и портреты, но и воздушные шары. Которые, кстати, редко когда удавалась донести до конца демонстрации, так как всегда находились любители их лопнуть.

– Я никого (никакой портрет – прим.ред.) не несла из принципа, – вспоминает жительница Ленинского района. – Да и в целом мы, тогда еще молодые, особо не вникали в эти моменты. Никакой идеологии не было, для нас это был просто нерабочий день, повод собраться. Кстати, в техникуме один студент называл транспаранты и портреты бременем и перед демонстрацией так и говорил «Буду нести бремя». А если нам было неохота нести их назад на склад, старались просто где-нибудь оставить.

– Распределяли, кто какие транспаранты, флаги или портреты будет нести, назначался ответственный. Мы тоже шли без особого энтузиазма, но уже в процессе заряжались настроением, – рассказывает жительница улицы 12 Сентября.

1Многие начинали шествие от мест учебы, другие стартовали с улицы Гончарова, но место сбора одно – площадь Ленина, где у памятника вождю стояли трибуны

С них-то и кричали главные лозунги, под которые проходящие колонны людей от учебных заведений, предприятий дружно кричали «Ура!». Проводились и военные парады. В колоннах побогаче украшали автомобиль, и тогда ее возглавляла машина. Другие просто несли транспаранты своего предприятия или учебного заведения, лозунги.

– У многих колонн были свои гармонисты, духовой оркестр, все пели и плясали. Делая небольшие остановки. Например, мне запомнилось, что такие остановки делали у Художки на Гончарова. Вообще по центральной улице города шли очень долго, наверное, час, – вспоминает жительница Ленинского района.

На площади каждую колонну приветствовали с трибун. Жительница улицы Крымова вспоминает газеты тех лет, в которых накануне праздника на первой странице печатался огромный список лозунгов, начинающихся со слов «Да здравствует…!».

– Да здравствуют работники образования! Ура!

– Ура! – кричали ульяновцы.

Если на Первомай ульяновцы предпочитали гулять долго и с размахом на улицах, то в холодном ноябре праздновать продолжали по домам. Впрочем, были и те, кто «нагуливал» себе настроение алкоголем и до демонстраций. Кстати, 7 и 8 ноября были выходными днями.

– Не сходить в гости или не принять у себя гостей считалось обидой. Помню, как на стол ставили винегрет, соленую капусту, пекли пироги, несли с собой банки с соленьями, компотами. Иногда хозяин проставлялся водкой.

Приняв первую, вторую, третью, начинали петь до самозабвения.

– В нашей семье особенно хорошо пели мужчины. Любимыми песнями были «Вот мчится тройка почтовая» и «По диким степям Забайкалья».

Домой спешили не только к столам: нужно было обязательно успеть посмотреть по телевизору московский военный парад на Красной площади. Дело в том, что тогда Ульяновск жил по-другому времени – на час вперед.

В преддверии праздника отправляли по 40 открыток

открытка2.jpeg

– Этот праздник мне казался интереснее в 60-х. Может, потому что я была совсем маленькой. Любила ходить на демонстрации с родителями. В 70-е годы, а, тем более, в 80-е демонстрации, на мой взгляд, стали более формальными, – вспоминает жительница улицы Карла Либкнехта.

– Помню, как 7 ноября на улице организовали продажу дефицитных книг. Удалось тогда купить хорошее издание «Евгения Онегина» за два рубля.

1111

Также ульяновцы рассказывают, что на демонстрациях было много детей.

– Весь город выходил на улицы. Именно здесь можно было встретить даже тех, кого целый год не видел. Все обязательно отправляли друг другу открытки, иногда покупали по сорок штук, чтобы поздравить всех, иначе люди могли просто обидеться.

Оцените новость: