Как не платить за чужую «коммуналку» и выжить

17 Окт 2013 Школа выживания Dinika

В начале недели наш коллега рассказал нам про то, что его бывшей супруге выставили счет за коммуналку на 30 000 рублей. Столько долгов оказалось «висящими на квартире», как объяснили в РИЦ. Женщина испугалась и начала «гасить долги», перечислив на выставленные счета 3500 рублей. И все бы хорошо, но квартиру она купила лишь три месяца назад, а «висящие на квартире» долги оказались накопленными предыдущими хозяевами. Дальше начался настоящий детектив.

«Вы должны платить, иначе не получится» – заявили женщине в РИЦ, вручая квиток на оплату. Через несколько дней в гости к семье пришел представитель УК «Ленинского района», которая обслуживает дом, где находится квартира. Снял показания счетчиков и вручил на подпись некий акт, который уже почуявшая неладное женщина подписывать отказалась.

Разбираться по поводу такого давления по поводу «висящих на квартире» платежей в РИЦ с коллегой поехали мы.

Аргументация специалистов центра оказалась достаточно интересной. Нам заявили, что «вы покупали квартиру с долгами», что «договор надо было при покупке смотреть» и что от оплаты никуда не деться.

В ответ на это мы напомнили специалистам центра про существование Гражданского кодекса и статьи 153 кодекса Жилищного. Почему-то ссылки на законы сразу охладили пыл специалистов и перед нами стали оправдываться тем, что «в базе» долг висит, а значит, его надо оплачивать. С остальными вопросами, мол, обращайтесь в управляющую компанию.

Хорошо. Едем в управляющую компанию, благо от РИЦ на Радищева до здания УК «Ленинского района» на Марата на машине не более пяти минут езды.

В управляющей компании к нашей небольшой проблеме отнеслись с пониманием. Юрист спросил просуживали ли нас? Мы ответили, что нет, и судебных перспектив дело не имеет. «Мы знаем…» – уныло ответил нам юрист УК.  Дальше начался поиск «по базе». Результат оказался весьма интересным – нам ответили, что никаких долгов нет. Для контроля позвонили и в РИЦ, где этот факт подтвердили, хотя буквально пять минут назад утверждали обратное. Не нашлись на лицевом счете и 3500 рублей, заплаченных женщиной якобы за погашение долгов.

Почему якобы? Ответ простой. В Жилищном кодексе явно указано на то, что обязанность по внесению платы за жилое помещение возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение, что, естественно, подтверждается и Гражданским кодексом. Никаких «долгов, висящих на квартире» не существует и не может существовать в принципе. Долги могут «висеть» исключительно на собственнике. И если они предыдущими владельцами квартиры не погашены, то это никак не проблема нового хозяина. Вполне очевидно, что взыскивать чужие долги с нового собственника управляющая организация не имеет никакого права. И уж тем более на этом не может настаивать РИЦ.

Ситуация весьма похожа на мошенничество. Пропадающие за пять минут «в никуда» из неких «баз» якобы долги, 3500 рублей, «пропавших без вести», визиты неких «аудиторов» – все это выглядит весьма подозрительным.

Мы попытались выяснить, встречались ли с подобными случаями те люди, которые активно занимаются защитой прав в области ЖКХ. Оказалось, что с подобным сценарием они еще не сталкивались.

К сожалению, провести расследования до конца пока не получилось – у нас на руках не оказалось платежек, чтобы сравнить реквизиты оплаты и выяснить, куда же именно оплачивались деньги. Как только мы получим запрошенные документы, наше расследование будет продолжено.

Пока же считаем необходимым дать несколько советов тем, кто сталкивается с подобной ситуацией.

  1. Помните, что никаких «долгов на квартире» нет и быть не может, долги могут относиться лишь к собственнику. Если предыдущий владелец задолжал за коммуналку – это его проблемы, ни никак не ваши.
  2. Любое взимание с вас чужих долгов априори незаконно. Не платите в подобных случаях ничего, а выставленные вам платежки сохраняйте.
  3. До разрешения конфликта не подписывайте никаких актов, соглашений и любых других непонятных бумаг с управляющей организацией.
  4. После оформления квартиры сразу же подайте заявление на открытие нового лицевого счета.
  5. Если в подобной ситуации какие-то деньги вы уже заплатили, то обращайтесь за защитой своих прав к любому юристу. Наиболее простой путь – написать жалобу в центр общественного контроля в сфере ЖКХ или в центр защиты прав потребителей. Деньги вам должны либо вернуть либо (при вашем желании) засчитать как авансовые платежи.
Оцените новость:
  • (17 голосов, средний: 4.88 из 5)
    Загрузка ... Загрузка ...