Яндекс.Метрика

Ковёр Time: ульяновцы сами собирали приемники и ловили «вражеские» станции

«В 40-50-е годы в каждом доме был репродуктор, «черная тарелка». У нас у бабушки, на Тутях, радио играло целый день. Позднее появились приемники. Кстати, один из них был очень своеобразным: если замолкал, нужно было стукнуть по боку, и он снова начинал работать». «Мой папа был радиотехником, одно время, в 50-е годы, работал на радиоузле. Дома он собирал и чинил технику для души. Кстати, с рижского завода можно было выписать схемы и радиодетали и собрать приемник самим». В День радио ульяновцы поделились с нами воспоминаниями о том, какую роль играло это чудо техники в их жизни в 40-70-е годы 20 века.

Искали детали для приемников на свалках

«Многие делали приемники сами, а радиодетали собирали на свалках, покупали в магазинах, обменивались с друзьями и знакомыми, – вспоминает жительница Ленинского района Ульяновска. – Найденные сломанные радиоприемники разбирали, а из деталей собирали новые – иногда бывало, весь приемник состоял из деталей со свалок. И многим умельцам было достаточно одного корпуса. Позднее так собирали даже телевизоры. Потом появились компактные радиоприемники – меньше книжки. Их прикрепляли на ремешок через плечо и слушали на улице.

Этот приемник собран из деталей, найденных на свалках, что-то было куплено и взято у знакомых. Оригинальный только корпус.

Мой папа был радиотехником, одно время, в 50-е годы, работал на радиоузле. Дома он собирал и чинил технику для души. Папа был радиолюбителем, выписывал журнал «Радио», участвовал в выставках самодельных радиоприемников и даже получал призы, в частности, за приемник величиной со стиральную машину. Про него делали передачу на радио. Кстати, с рижского завода можно было выписать схемы и радиодетали и собрать приемник самим. Папа был настолько хорошим мастером, что к нему приходили с просьбами ремонта даже незнакомые люди».

Слушали «черные тарелки»

«В 40-50-е годы в каждом доме был репродуктор, «черная тарелка», – продолжает другая жительница города. – У нас у бабушки, на Тутях, радио играло целый день. Позднее появились приемники. Кстати, один из них у нас играл своеобразно: если замолкал, нужно было стукнуть по боку, и он снова начинал работать. Вообще же я выросла на радио, тогда еще магнитофоны были редкостью, а первый телевизор появился лишь в 1969 году – «Енисей». Поэтому тогда, кроме радио, ничего не было, и оно играло всегда. Бывало, по воскресеньям в окно выставляли радио, и оно на всю округу играло».

Ловили «вражеские» станции

«В 60-70-е годы появились трехпрограммные радиоприемники. По первой программе передавали новости, музыку и различные передачи, второй программой был «Маяк», а третья была посвящена искусству. Были по радио и местные включения, например, новости. Пытались ловить и так называемые «вражеские радиостанции», например, «Голос Америки». Их глушили, создавая помехи так, что было невозможно слушать. Но умельцы привязывали проволочки и справлялись с помехами различными способами, так что иногда, например, ночью удавалось послушать.

Помню, слушали по радио Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», Севу Новгородцева, конечно, музыку, в частности «битлов». На «Маяке» любили передачу «Запишите на ваш магнитофон», которую вел Виктор Татарский. Двор в это время пустел: она была чуть ли не единственным источником хорошей западной музыки, которою больше нигде нельзя было услышать. Кстати, воспоминания тех лет связаны и с музыкой-отбивкой «Подмосковные вечера» на радио «Маяк», звучавшей каждые полчаса перед новостями».

Юлия Узрютова. Фото автора и publicpost.ru/blog/id/25135

Оцените новость: