Яндекс.Метрика

Александр Яшин: «Экохата – это социокультурный проект»

Недавно в Ульяновске стартовал необычный проект «Экохата». Трое молодых людей из трех разных городов России в течение минимум полугода будут жить в одной квартире и максимально экономить ресурсы, разрабатывать и реализовывать экологические и культурные проекты, а также развивать городскую среду Ульяновска. Мы встретились с автором проекта, лидером УРОО «Городская среда» Александром Яшиным и выяснили подробности креативного проекта.


– Как тебе пришла в голову идея «Экохаты»?

– Я много размышлял о современных тенденциях социального и культурного развития и пришел к выводу, что для подобных проектов настало время . Возникла уверенность, что найдутся и энтузиасты, и что проект будет востребован.

– Откуда такая уверенность?

– Мы живем в пост-индустриальном мире, где культура всё больше и больше становится горизонтальной. Старые вертикальные связи и понимание культуры как внегенетического инструмента передачи опыта уже устарели. Будущее за «третьим сектором», за новыми способами социального взаимодействия, за горизонтальными связями, за новыми способами совместной работы, когда во главу угла ставятся не деньги и иерархия, а обмен временем ради осуществления общих проектов. Это средовой подход к культуре и, по моему мнению, только он и имеет право на жизнь в современном мире. Вообще, при описании подобного подхода стоит обратиться к трудам Даниэля Белла и к концепции “социальных ландшафтов”.

– И этот подход требует новых механизмов, правильно я понимаю?

– Да, абсолютно верно. И такие механизмы уже вытесняют классические. Важность приобретает формирование питательной среды для возникновения тех или иных проектов, а не простая поддержка того или иного начинания. Жизнь сейчас настолько многогранна и быстра, что все предыдущие механизмы уже почти не работают – требуются быстрые действия, моментальные решения, простые механизмы реализации. Но все это работает только при условии активной гражданской позиции.

– То есть задача «Экохаты» как проекта – это формирование активной гражданской позиции в сфере экологии?

– Не совсем так. Говоря о формировании активной гражданской позиции, мы говорим лишь об одной части проекта – просветительской. Есть и другие составляющие – исследовательская, культурная… Но главное – это формирование вокруг проекта питательной среды, которая даст толчок движению в нужном направлении. Важно, чтобы активные люди попали в эту среду, получили бы в ней помощь и поддержку и начали проявлять правильную активность. И вот только здесь и встает вопрос формирования активной гражданской позиции – в слове «правильная». То есть одна задача – это инициировать активность, а вторая – добиться того, чтобы она была правильной.

– Почем у же тогда проект называется «Экохата» (от слова «экология»), а не, например, «АктивДом»?

– По этому поводу позволю себе сослаться на одну из последних работ советника Евросоюза Джереми Рифкина, который во многом повлиял на европейскую долгосрочную политику последних десятилетий. В своей книге “Третья промышленная революция” он выделяет пять столбов, на которых должно держаться устойчивое будущее. Это – энергосбережение, возобновляемые источники энергии, транспорт и биосферное сознание. Все это в чистом виде экология. Каждый сбереженный киловатт – это сбереженное будущее Земли.

Уверен, что даже в России, где весьма сильна инерция индустриального мышления, к выводам, аналогичным выводам Рифкина пришли многие и многие из тех, кто вообще задумывается о происходящих с огромной скоростью процессах изменения культуры, сознания, да и вообще восприятия мира. Если честно, то с этой точки зрения можно признать, что выводы Рифкина – это, в какой-то степени, вообще банальщина.

Хотелось бы заострить внимание на понятии биосферного сознания. По сути, это и есть основа того, что Рифкин называет «горизонтальной властью». Это, в первую очередь, гражданское общество, самостоятельно решающее свои проблемы и объединенное в различного рода сети.

– Это достаточно сложно понять…

– Для пояснения стоит обратиться к понятию «цепочки ценностей», введенной в оборот Майклом Портером. У каждого из нас есть некоторый набор ценностей, которые мы реализуем. «Горизонтальная власть» – это прямое объединение этих ценностей минуя вертикальных посредников. Типичные примеры – коворкинги, объединения, созданные для помощи животным, разнообразные волонтерские проекты, проекты по изменению городской среды и т.д. Их объединяет одно – люди расплачиваются временем ради воплощения своих ценностей в жизнь.

И сейчас одна из главных глубинных ценностей воплощается в виде смутной тревоги за будущее. Отсюда и особая ценностная роль экологии в культуре. Более того, я бы даже назвал экологию центральной осью культуры как всеобъемлющей среды. А только так сейчас и стоит воспринимать культуру.

– Сложный посыл. Неужели он кому-то понятен?

– Конечно! В Ульяновске есть люди, которые внутренне воспринимают ситуацию так же и готовы действовать.

– Но их явно не большинство.

– Согласен. Активных людей, улавливающих «биение времени» всегда было немного. Но это именно те люди, которые способны реализовать новые модели. Помочь им это сделать – крайне важная задача. Люди должны чувствовать себя востребованными и находиться в соответствующей среде, понимать, что они не «фрики» тогда, когда решаются сами убрать свой двор у дома или повесить в лифте зеркало.

– А как же другие люди?

– Представляешь пирамиду Маслоу?

– Да.

– Здесь нечто подобное. На самом верху находятся те люди, про которых я только что говорил. Их мотивация достаточно глобальна, они воспринимают мир уже по-новому. Их немного. Чуть ниже сектор, который я для себя называют «продвинутые потребители». Для них экология или гражданская активность – это модный тренд. Ещё ниже – «простые люди», которым вся эта катавасия не нужна и даром. Для каждой из этих групп у нас свой посыл – вершине пирамиды мы предлагаем нашу среду, «потребителям» – «пиар темы», а простым людям – простые экономические выкладки.

– Приведи пример.

– Пожалуйста. Ставим светодиодные лампочки. Для активистов – это способ снизить своё влияние на окружающую среду, грубо говоря, «сохранить березку». Для продвинутых потребителей – модный тренд, «чтобы как у соседа», для простых людей – экономия на каждой лампочке до 20 рублей в месяц на оплате услуг ЖКХ. Мотивация разная, а итог один – лампочки вставлены.

– Когда стартовала «Экохата» ?

– Неделю назад. Мы специально сняли квартиру в проблемном со многих точек зрения доме. Из него не вывозится мусор, двор представляет из себя помойку, жильцы между собой не общаются, сама квартира тоже в не самом лучшем состоянии… Все это предстоит изменить.

– С чего начали?

– Начали с банальной уборки и покупки правильной бытовой техники. Сейчас меняем пространство для удобства коворкинга.

– То есть на «Экохате» будет ещё и коворкинг?

– Конечно! «Экохата» призвана стать своего рода центром работы «Городской среды» по реализации разнообразных социокультурных проектов. Поэтому мы планируем сделать её в том числе и площадкой для коворкинга, чтобы все проекты реализовывались непосредственно «здесь и сейчас». Тем более, что активное коммюните вокруг проекта уже создано.

– Каковы ближайшие планы?

– В ближайшее время мы реализуем несколько проектов. Один из них связан с реализацией максимально бюджетного удаленного учета потребления энергоресурсов. Проект уже есть, сейчас ищем несколько студентов, для того, чтобы они занялись реализацией в рамках диплома или практики. Второй проект – комнатное овощеводство. Он уже на стадии реализации – кое-что уже посадили и растим. Третий проект – это преобразование общего пространства. В его рамках разработана серия мероприятий. Так, уже готов образец специального хранилища для книг для внутриподъездного и уличного буккроссинга. Четвертый проект – солнечная энергетика. Он больше просветительский – мы на деле собираемся доказать, что солнечная энергетика – это недорого.
Само собой, мы последовательно внедряем и меры экономии ресурсов. Уже завели компостирование пищевых отходов, ввели раздельный сбор мусора, поменяли смесители на экономичные, в ближайшее время введем двухтарифный учет электроэнергии и перейдем на энергосберегающее освещение в квартире и в подъезде.

– То есть сфера деятельности «Экохаты» не ограничивается квартирой?

– Конечно нет! Проект гораздо шире! Наша задача создать референтные модели в том числе и по преобразованию общего пространства. Помимо дела тут будет и слово – на «Экохату» планируется приглашать экспертов, в том числе и из других городов. Благо, «Городская среда» с большинством наших единомышленников из других городов уже наладила контакты.

– На какие деньги существует «Экохата»?

– Сразу скажем, что никакого государственного участия нет. Нашлись кое-какие спонсоры, часть необходимых денег вложили сами – на старт проекта хватило. Так, с интернетом и телевидением помогли «Дом.Ру» – уже смотрим миллионы каналов и наслаждаемся “толстым каналом”, с семенами и грунтом – министерство сельского хозяйства, телевизор подарил Константин Долинин, с информационной поддержкой помогли вы. Дальше деньги будем искать. Увы, но в Ульяновске это не так просто – отдачу от таких проектов мало кто умеет реально оценивать.

– А как её оценивать?

– Существует концепция SROI (Social Return on Investment), которая оценивает количественно социальную отдачу от инвестиций. В современном мире это особенно важно, так как степень вовлеченности бизнеса в социокультурную среду – это одно из самых лучших вложений.

– И как ты оцениваешь социальную отдачу от «Экохаты»?

– Думаю, что она будет огромной. Уверен, что «Экохата» даст старт нескольким десяткам достойных проектов. Вполне вероятно, что некоторые из них превратятся в бизнес. Кроме того, изменится социальный менталитет людей, по крайней мере тех, кто близок к вершине пирамиды, про которую я говорил. А это для Ульяновска не просто важно, а архиважно!

– Звучит весьма оптимистично.

– Для этого есть все основания. Уже сейчас можно сказать, что проект «пошел», причем гораздо более активно, чем это представлялось. Генерируются идеи, объединяются люди, формируются проекты. Это просто здорово. Уверен, что с проектом я угадал.

Оцените новость: